Вилла Вальмарана находится недалеко, от центральной площади Виченцы порядка двух километров. Прочитав о ней, я заранее включила её в маршрут по Виченце. В планах была и вилла Ротонда, которая совсем рядом с виллой Вальмарана, но с утра нам не повезло, в городе была ярмарка, и посмотреть основные достопримечательности Виченцы не получилось. Поэтому ограничились одной виллой, чтобы успеть в город после конца ярмарки.
История виллы начинается во второй половине XVII века, а последние четыре сотни лет ею владеет аристократическая семья Вальмарана, причем они там живут. Виллу называют «Ай Нани», что в переводе «У карликов». У виллы такого возраста обязательно в истории должна быть красивая сказка.
Был здесь раньше замок, у хозяина которого дочь была карлицей. Поселили её в замке, за ворота не выпускали и окружили слугами карликами, чтобы она не знала о своем уродстве. Но однажды не уследили слуги, в сад проник прекрасный принц на коне. Увидела его принцесса, всё поняла и от горя бросилась с башни. А несчастных слуг наказали, превратили в камень и расставили вдоль крепостной стены.
Вилла в этом году открыта с 6 марта по 5 ноября (точные даты в последующие годы стоит уточнять на сайте) ежедневно с 10–00 до 18–00. Входной билет стоит 10 евро, дети до 12 лет бесплатно. Выдают листочки на русском языке с описанием виллы и каждой комнаты.
Всего фигурок карликов, стоящих на садовой ограде парка виллы, семнадцать. От них и получила свое название вилла - «аи Нани», что в переводе «у карликов».
Вилла - это комплекс из трех зданий и парка. Главное здание (Palazzina) было построено в 1669-1670 годах для юриста Джованни Батиста Бертолло. В 1720 году его наследники продали виллу братьям Вальмарана. Эта семья владеет виллой до настоящего времени.
Джустино Вальмарана в 1736 году пригласил для расширения виллы архитектора Франческой Антонио Маттони. Кроме реконструкции главного здания, Маттони построил гостевой дом и конюшню. Он много работал в Виченце, я еще покажу его аркаду Монт-Берико.
Маттони внес многие изменения в здание главного дома. Добавил второй этаж, треугольные фронтоны с двух сторон, украшенные скульптурами, боковую башню и лестницы.
В 1757 году Джустино Вальмарана решил расписать виллу фресками и пригласил для этого крупнейшего художника итальянского рококо, мастера фресок - Джованни Баттиста Тьеполо, который незадолго до этого закончил главную работу своей жизни - фрески епископской резиденции в Вюрцбурге.
На фреске главного зала, куда попадаешь, поднявшись по лестнице, изображено «Жертвоприношение Ифигении». В центре жрец Калькант собирается убить молодую Ифигению. Все смотрят вверх, потому что чудесным образом сверху на облаке спускаются два Амура с оленухой, которая будет принесена в жертву вместо Ифигении.
Тьеполо - один из первых художников 3D: расписывая потолки палаццо, он использовал визуальные эффекты. Здесь на одной стороне потолка Диана с нимфами посылает оленуху для спасения Ифигении. На противоположной стороне стены изображены сборы экспедиции в Трою. Справа на потолке - Эол, бог ветров, дует, чтобы флот мог отчалить.
Бризенду, рабыню Ахилла, насильственно вытаскивают из палатки, чтобы привести к новому хозяину - королю Агамемнону. Это он ожидает её стоя, как и полагается деспоту..
Ахилл, в исступлении из-за похищения своей рабыни, бросается на Агамемнона, но его удерживает за волосы спустившаяся с небес Минерва, богиня войны и знаний.
Фрески следующей комнаты посвящены героям рыцарской поэмы Людовико Ариосто о неистовом Роланде. Здесь катайская принцесса Анжелика, которую пираты привязали к утесу, чтобю её сожрала касатка. Сверху на гиппогрифе спускается сарацинский рыцарь Руджеро, чтобы освободить Анжелику.
Справа: Проходит время, Анжелика встречает сарацинского солдата Медора и лечит его рану. Они полюбили друг друга, но очень бедны, и им дала приют крестьянская семья.
Здесь Анжелика и Медор прощаются с крестьянами и в знак благодарности дарят им кольцо, которое Роланд подарил Анжелике в залог своей любви. Образы крестьян нарисовал сын Тьеполо - Джанни Доменико.
На потолке Купидон с повязкой на глазах управляет повозкой в облаках. Это аллегория любовной страсти, которая вслепую определяет человеческие поступки.
Как и многие другие мастера фрески того времени, Тьеполо всегда пользовался услугами помощника, задачей которого было изображение архитектурных элементов. Существовала и целая школа для подготовки мастеров, способных изображать несуществующие элементы архитектуры, - эти мастера назывались "квадратуристами". В основе мастерства каждого квадратуриста лежало безукоризненное владение перспективой. Тьеполо почти всегда работал вместе с Джироламо Менгоцци, по прозвищу Колонна, одним из лучших тогдашних квадратуристов. Все обрамления фресок на вилле Вальмарана выполнял он.
Богиня любви Венера предстает перед сыном Энеем и его спутником Ахатом, высадившимися на африканских берегах после бури, и сразу удаляется, унося с собою Аскания.
Купидон воплощается в Юле, которого Дидона по-царски принимает с его отцом. Юл женится на Лавнии, от них произойдет юлийский род, в числе которых Юлий Цезарь и правнук Август. Так римляне произойдут от троянцев, и их род будет королевского и божественного происхождения.
На этой фотографии вид виллы после бомбежки 1944 года, но второй этаж. Уничтожена был только потолочная фреска комнаты "Энеиды Вергилия". Фрески на стенах пострадали, но, как я с трудом поняла из перевода, они со штуркатуркой отошли от стен, а потом их закрепили. Не наши мастера штукатурили!
Эта эпическая поэма повествует о событиях первого Крестового похода, который закончился в 1099 году освобождением Иерусалима от сарацин и установлением на Святой Земле христианского королевства. В своей поэме Тассо уделяет особое внимание истории любви христианского принца Ринальдо и прекрасной сарацинки Армиды. Волшебница Армида, покровительствующая сарацинам, старается помешать наступлению христиан. Мелодичным пением она усыпляет Ринальдо, похищает его и увозит на карете сначала в замок, а затем на «Счастливые острова» (теперь это Канары).
Главнокомандующий христианской Армии Жоффре Булонский посылает на поиски Ринальдо двух солдат, которые показывают ему щит, подаренный Аскалонским волшебником, где он видит, какими чарами был околдован. Ринальдо становится стыдно, он вспоминает все и решает вернуться к своему долгу крестоносца.
Гостевой дом и примыкающую к нему конюшню построили в 1736 году. В работах на вилле Джованни Баттиста Тьеполо помогал его старший сын, Доменико. В доме для гостей Тьеполо украсил только одну из комнат, а над убранством остальных шести трудился Доменико.
Зал, в который выходят двери остальных комнат гостевого дома. Слева у входа продают билеты. В шкафах книги, старинная одежда. На большом стале книги о вилле, семье Вальмарана, Виченце.
Этот портрет семьи Вальмарана был выполнен итальянским художником эпохи Возрождения Джованни Антонио Фасоло в 1556 году. Сотрудничал с с Андреа Палладио, расписывал фресками дворцы виллы. Погиб в 42 года, упал с лесов, расписывая потолок в Лоджии капитанов в Виченце.
На книжном шкафу портрет Андреа Палладио. Не так давно на стене висел подлинник. Портрет приписывают художнику XVI века Джованни Баттиста Маганца. Этот портрет великого архитектора всегда был в семье Вальмарана. В октябре 2014 года его украли, но полиция через два месяца нашла. Когда мы были на вилле, портрет находился на выставке "Тайна лица" в Музее Палладио в Виченце.
На вилле были гостями многие знаменитости. На столе лежит книга, где они расписывались. Вот автограф английской королевы-матери Елизаветы. Она посещала виллу в мае 1987 года.
Сюжеты на стенах изображают Китай. Художник никогда в Китае не был, может читал дневники путешественников или смотрел театральные постановки, например, «Турандот» Карло Гоцци. Эта картина «Поклонение божеству». Посмотрите на сосну - кажется, что она растет прямо в комнату.
Слева - семья обедает. Отец ест, усадив сына на колено, жена стоит рядом, пристроив на животе тарелку. На накрытом белой скатертью столе стоит традиционная итальянская полента. Справа - две женщины и девочка в нарядной одежде идут на рынок.
Комната называется готической из-за архитектурных декораций. На картинах в неоготических обрамлениях женщины гуляют, наслаждаясь пейзажами. Здесь, например, в сопровождении чичисбея.
Эта комната, единственная в гостевом доме, которую расписывал Джанбаттиста Тьеполо. Это Зевс, сидящий на облаках, как на троне. В руках он держит молнии и жезл, а у ног сидит орёл.
Справа - Сатурн с косой и песочными часами. Около каждого персонажа символы, по которым его можно узнать. Слева - бог Аполлон, светловолосый юноша с арфой в руке и колчаном стрел.
Эту комнату считают шедевром помогавшего Тьеполо "квадратуриста" Джироламо Менгоцци-Колонна. Посмотрите: нарисованные лестницы, как настоящие! На этой повисла обезьянка.
Вилла Вальмарана находится недалеко, от центральной площади Виченцы порядка двух километров. Прочитав о ней, я заранее включила её в маршрут по Виченце. В планах была и вилла Ротонда, которая совсем рядом с виллой Вальмарана, но с утра нам не повезло, в городе была ярмарка, и посмотреть основные достопримечательности Виченцы не получилось. Поэтому ограничились одной виллой, чтобы успеть в город после конца ярмарки.
История виллы начинается во второй половине XVII века, а последние четыре сотни лет ею владеет аристократическая семья Вальмарана, причем они там живут. Виллу называют «Ай Нани», что в переводе «У карликов». У виллы такого возраста обязательно в истории должна быть красивая сказка.
Был здесь раньше замок, у хозяина которого дочь была карлицей. Поселили её в замке, за ворота не выпускали и окружили слугами карликами, чтобы она не знала о своем уродстве. Но однажды не уследили слуги, в сад проник прекрасный принц на коне. Увидела его принцесса, всё поняла и от горя бросилась с башни. А несчастных слуг наказали, превратили в камень и расставили вдоль крепостной стены.
Вилла в этом году открыта с 6 марта по 5 ноября (точные даты в последующие годы стоит уточнять на сайте) ежедневно с 10–00 до 18–00. Входной билет стоит 10 евро, дети до 12 лет бесплатно. Выдают листочки на русском языке с описанием виллы и каждой комнаты.
Сайт виллы Вальмарана.