Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:13
Весна пришла, пора куда-нибудь лететь! Хотя бы туда, где принимают!
Фотоальбом

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа)

Санкт-Петербург: полезная информация

Дворец князя Меншикова на Васильевском острове был одним из тех первых жилых каменных зданий Санкт-Петербурга, что создали основы неповторимого облика Северной столицы.
В 1703 году, заложив город на берегах Балтики, Петр I отдал территорию Васильевского острова в личное владение своему сподвижнику князю Александру Даниловичу Меншикову, первому генерал-губернатору строящегося Петербурга. Возведение губернаторского дворца начал в 1710 году архитектор Джованни Фонтана, но вскоре итальянский зодчий решил вернуться на родину, не выдержав причуд балтийского климата. Работы продолжил немец Иоганн Готфрид Шедель. С этого момента он станет придворным архитектором светлейшего князя и помимо резиденции на Васильевском острове возведет для Меншикова дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.

Меншиковский дворец — крупнейшее каменное здание Петербурга петровского времени — был центром обширной усадьбы. На прилегавшей территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротами, оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань. Здесь находилась официальная резиденция Меншикова — генерал-губернатора столицы, президента Военной коллегии; проходили парадные приемы, ассамблеи и торжества. На протяжении всего петровского правления резиденция генерал-губернатора оставалась самым роскошным и монументальным строением города. После опалы Меншикова (1727 г.) дворец был взят в казну, а с 1731 г. в нем размещался Сухопутный шляхетный корпус (в 1800 г. переименован в 1-й кадетский корпус), что повлекло за собой некоторые перестройки.

В Кадетском корпусе воспитывались будущий полководец П. А. Румянцев-Задунайский, драматург А. П. Сумароков, актер и основатель русского театра Ф. Г. Волков, поэты-декабристы К. Ф. Рылеев и Ф. Н. Глинка. После революции 1917 г. здание занимали различные учебные заведения, а с 1956 г. начались реставрационные работы. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж и стал открыт для посетителей.

Напротив парадного входа во дворец у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие суда.
Напротив парадного входа во дворец у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие суда.
Когда-то портик дворца украшали шесть статуй, наряду с античными богами была там и фигура Петра I.
Когда-то портик дворца украшали шесть статуй, наряду с античными богами была там и фигура Петра I.
15 ноября 2002 года у дворца открыли бронзовый бюст хозяина дворца, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Данииловича Меншикова. Когда возникла идея установить памятник, сотрудники Фонда памяти светлейшего князя обратились к известному петербургскому скульптору М. К. Аникушину. Художник предложил свою концепцию будущего монумента, но воплотить ее в жизнь не успел. Автором бюста Меншикова стала вдова художника - Мария Тимофеевна Литовченко-Аникушина.
15 ноября 2002 года у дворца открыли бронзовый бюст хозяина дворца, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Данииловича Меншикова. Когда возникла идея установить памятник, сотрудники Фонда памяти светлейшего князя обратились к известному петербургскому скульптору М. К. Аникушину. Художник предложил свою концепцию будущего монумента, но воплотить ее в жизнь не успел. Автором бюста Меншикова стала вдова художника - Мария Тимофеевна Литовченко-Аникушина.
Вход во дворец посетителей не с парадного крыльца, а через кухню, вернее поварню. А кухня у Меншикова хороша была, говорят, одна из лучших в городе! Здесь готовили еду для званых приемов. Сверху - работающая кирпичная вытяжка, сохранившаяся с XVIII века.
Вход во дворец посетителей не с парадного крыльца, а через кухню, вернее поварню. А кухня у Меншикова хороша была, говорят, одна из лучших в городе! Здесь готовили еду для званых приемов. Сверху - работающая кирпичная вытяжка, сохранившаяся с XVIII века.
В те времена в богатых домах Европы и России существовало модное увлечение - домашние токарни. Известно, как увлекался этим Петр I, а Меншиков поддерживал это увлечение царя и тоже имел во дворце токарный станок. Говорят, что на этом станке работал сам Петр I, а в шкафу - тарелки, им изготовленные.
В те времена в богатых домах Европы и России существовало модное увлечение - домашние токарни. Известно, как увлекался этим Петр I, а Меншиков поддерживал это увлечение царя и тоже имел во дворце токарный станок. Говорят, что на этом станке работал сам Петр I, а в шкафу - тарелки, им изготовленные.
Этот герб Александра Даниловича Меншикова, любимца Петра I.  Надпись на латыни гласит: «Virtute duce, comite fortuna». Что значит: «Ведомый храбростью, сопровождаемый счастьем». Слова эти как нельзя лучше характеризуют биографию Меншикова: он свой герб заработал честно — в тяжелых сражениях Северной войны, хотя, конечно, и не без участия счастья.
Этот герб Александра Даниловича Меншикова, любимца Петра I. Надпись на латыни гласит: «Virtute duce, comite fortuna». Что значит: «Ведомый храбростью, сопровождаемый счастьем». Слова эти как нельзя лучше характеризуют биографию Меншикова: он свой герб заработал честно — в тяжелых сражениях Северной войны, хотя, конечно, и не без участия счастья.
 Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца. Здесь размещались Большая палата для официальных мероприятий. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э. В центре стола на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.
Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца. Здесь размещались Большая палата для официальных мероприятий. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э. В центре стола на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.
Итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.
Итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.
Большие сени - именно сюда попадаешь через парадный вход.
Большие сени - именно сюда попадаешь через парадный вход.
Бюст А.Д.Меншикова, скульптор Б.К.Растрелли нач.XVIII века.
Бюст А.Д.Меншикова, скульптор Б.К.Растрелли нач.XVIII века.
"Венера в раковине" работы Гийома Кусту,1712 год.
"Венера в раковине" работы Гийома Кусту,1712 год.
Если зайти через Парадные сени, то слева будет вход в Кордегардию - помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Здесь традиционная архитектурная отделка двухстолпных палат XVII века. арка и свод поддерживаются опорами, разделяю палату на две неравные части. В центре на своем первоначальном месте воссоздана печь, облицованная "муравлеными" изразцами.
Если зайти через Парадные сени, то слева будет вход в Кордегардию - помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Здесь традиционная архитектурная отделка двухстолпных палат XVII века. арка и свод поддерживаются опорами, разделяю палату на две неравные части. В центре на своем первоначальном месте воссоздана печь, облицованная "муравлеными" изразцами.
Один из главных экспонатов Кордегардии - подлинное ротное знамя пехотного драгунского полка первого десятилетия XVIII века, на полотнище которого изображен двуглавый орел со скипетром и державой. Под знаменем размещены офицерские пехотные шпаги и драгунские палаши, на стенах - образцы русского и западноевропейского оружия. На стене фламандская шпалера XVII века "Битва всадников".
Один из главных экспонатов Кордегардии - подлинное ротное знамя пехотного драгунского полка первого десятилетия XVIII века, на полотнище которого изображен двуглавый орел со скипетром и державой. Под знаменем размещены офицерские пехотные шпаги и драгунские палаши, на стенах - образцы русского и западноевропейского оружия. На стене фламандская шпалера XVII века "Битва всадников".
Столик дежурного офицера с необходимыми принадлежностями: чернильницей, гусиными перьями для письма, медным подсвечником и шкатулкой для хранения бумаг и западно-европейские пистолеты с колесными замками. Над ним гравюра Ругендаса "Бивуак солдат".
Столик дежурного офицера с необходимыми принадлежностями: чернильницей, гусиными перьями для письма, медным подсвечником и шкатулкой для хранения бумаг и западно-европейские пистолеты с колесными замками. Над ним гравюра Ругендаса "Бивуак солдат".
Рядом со столом на стене висят часы-ходики работы фрисландских мастеров конца XVII - начала XVIII века, декорированные литым из олова и раскрашенным орнаментом.
Рядом со столом на стене висят часы-ходики работы фрисландских мастеров конца XVII - начала XVIII века, декорированные литым из олова и раскрашенным орнаментом.
Лестница ведет на второй этаж.
Лестница ведет на второй этаж.
Парадные сени второго этажа включены в объем парадной лестницы и служат ее завершением.
Парадные сени второго этажа включены в объем парадной лестницы и служат ее завершением.
Поднявшись по лестнице, в центральную дверь попадешь в Большой зал, правая ведет в покои Дарьи Михайловны Меншиковой, а левая - в покои светлейшего князя.
Поднявшись по лестнице, в центральную дверь попадешь в Большой зал, правая ведет в покои Дарьи Михайловны Меншиковой, а левая - в покои светлейшего князя.
По сторонам двери установлены две мраморные скульптуры мальчиков - аллегории Африки и Азии, выполненные в 1689 году известным голландским скульптором Б.Эггерсом, работавшим в Берлине. Полагают, что они подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I во время пребывания царя в Пруссии в 1716 году. Рядом два шелковых златотканых панно, выполненных в китайских императорских мастерских на сюжет "Сто мальчиков". Такие панно были символом пожелания императору и императрице многочисленного мужского потомства.
По сторонам двери установлены две мраморные скульптуры мальчиков - аллегории Африки и Азии, выполненные в 1689 году известным голландским скульптором Б.Эггерсом, работавшим в Берлине. Полагают, что они подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I во время пребывания царя в Пруссии в 1716 году. Рядом два шелковых златотканых панно, выполненных в китайских императорских мастерских на сюжет "Сто мальчиков". Такие панно были символом пожелания императору и императрице многочисленного мужского потомства.
Всю центральную часть второго этажа дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи. Стены зала украшены золочёной лепниной и картинами.
Всю центральную часть второго этажа дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи. Стены зала украшены золочёной лепниной и картинами.
В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.
В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.
За портиком на стене - французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески работы Рафаэля, XV век.
За портиком на стене - французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески работы Рафаэля, XV век.
Самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом.  Здесь А.Д.Меншиков отдыхал и играл в шахматы, принимал зарубежных дипломатов и занимался делами. Здесь бывал Петр I, императрица Екатерина I и другие члены императорской семьи. На маленьком столик серебряные с позолотой шахматы, изготовленные в Нюрнберге.
Самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом. Здесь А.Д.Меншиков отдыхал и играл в шахматы, принимал зарубежных дипломатов и занимался делами. Здесь бывал Петр I, императрица Екатерина I и другие члены императорской семьи. На маленьком столик серебряные с позолотой шахматы, изготовленные в Нюрнберге.
Между центральных окон стоит испанский кабинет орехового дерева конца XVII века, декорированный пластинами из панциря черепахи и позолоченными бронзовыми накладками. Над ним - прижизненный портрет молодого Петра I кисти голландского мастера Яна Веникса, написанный им во время пребывания царя за границей в составе Великого посольства в 1697-1698 годах.
Между центральных окон стоит испанский кабинет орехового дерева конца XVII века, декорированный пластинами из панциря черепахи и позолоченными бронзовыми накладками. Над ним - прижизненный портрет молодого Петра I кисти голландского мастера Яна Веникса, написанный им во время пребывания царя за границей в составе Великого посольства в 1697-1698 годах.
Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. Сложная композиция построена на фантазийных переплетениях гирлянд цветов, перьев, женских лиц и полулюдей-полуптиц на золотом фоне.
Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. Сложная композиция построена на фантазийных переплетениях гирлянд цветов, перьев, женских лиц и полулюдей-полуптиц на золотом фоне.
По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.
По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.
Изразцовая печь в Ореховой.
Изразцовая печь в Ореховой.
Передняя (Секретарская) - здесь работали секретари А.Д.Меншикова. Шкаф-бюро из резного наборного ореха (северо-итальянская работа, XVI- первая половина XVII века) создан по типу архитектурного сооружения, с антаблементом и фризом, с бюстами римских императоров и героев. На кабинете сверху стоит оружейный квадрант со зрительной трубой (французская работа, начало XVIII в.), на откидной доске - медная чернильница (московская работа рубежа XVII и XVIII веков) и копия гравированного плана Петербурга начала XVIII в.
Передняя (Секретарская) - здесь работали секретари А.Д.Меншикова. Шкаф-бюро из резного наборного ореха (северо-итальянская работа, XVI- первая половина XVII века) создан по типу архитектурного сооружения, с антаблементом и фризом, с бюстами римских императоров и героев. На кабинете сверху стоит оружейный квадрант со зрительной трубой (французская работа, начало XVIII в.), на откидной доске - медная чернильница (московская работа рубежа XVII и XVIII веков) и копия гравированного плана Петербурга начала XVIII в.
Кабинетец, расположенный на дубовом рабочем столе предназначен для хранения документов, выполнен в том же стиле и в то же время, что и шкаф-бюро. На кабинетце установлен латунный подсвечник русской работы. Еще на столе стоит астрономический прибор (армиллярная сфера), что свидетельствует об интересе к науке в петровские времена.
Кабинетец, расположенный на дубовом рабочем столе предназначен для хранения документов, выполнен в том же стиле и в то же время, что и шкаф-бюро. На кабинетце установлен латунный подсвечник русской работы. Еще на столе стоит астрономический прибор (армиллярная сфера), что свидетельствует об интересе к науке в петровские времена.
Спальня А.Д.Меншикова. Кровать здесь не ищите, она не сохранилась. Между окнами на небольшом столе, покрытом турецким ковром, кабинет испанской работы конца XVII века, обитый цветной кожей с тиснением и золоченым орнаментом. В ящиках кабинета лежат медали. В петровские времена нумизматическое коллекционирование получило широкое распространение. Реконструирована часть коллекции А.Д. Меншикова.
Спальня А.Д.Меншикова. Кровать здесь не ищите, она не сохранилась. Между окнами на небольшом столе, покрытом турецким ковром, кабинет испанской работы конца XVII века, обитый цветной кожей с тиснением и золоченым орнаментом. В ящиках кабинета лежат медали. В петровские времена нумизматическое коллекционирование получило широкое распространение. Реконструирована часть коллекции А.Д. Меншикова.
Потолок спальни А.Д.Меншикова. В лепном декоре плафона изображение косого креста ордена Святого Андрея Первозванного, предмет особой гордости святейшего князя: Петр I и А.Д. Меншиков получили эти ордена в 1703 году за беспрецедентную победу - взятие в устье Невы шведских судов "Гедан" и "Астрильд".
Потолок спальни А.Д.Меншикова. В лепном декоре плафона изображение косого креста ордена Святого Андрея Первозванного, предмет особой гордости святейшего князя: Петр I и А.Д. Меншиков получили эти ордена в 1703 году за беспрецедентную победу - взятие в устье Невы шведских судов "Гедан" и "Астрильд".
Плитки расписывались вручную: сюжеты похожи, но нет ни одной одинаковой.
Плитки расписывались вручную: сюжеты похожи, но нет ни одной одинаковой.
Крашеный под черное дерево ореховый комод с фигурной резьбой на библейский сюжет (избиение младенцев) итальянской работы конца XVII века, на нём две фаянсовые дельфтские вазы, форма и сюжеты росписей которых подражают изделиям из китайского фарфора. Между ними французские "консольные" часы, декорированные позолоченной фигурой римского бога Сатурна, ставшего в эпоху барокко символом быстротечности времени.
Крашеный под черное дерево ореховый комод с фигурной резьбой на библейский сюжет (избиение младенцев) итальянской работы конца XVII века, на нём две фаянсовые дельфтские вазы, форма и сюжеты росписей которых подражают изделиям из китайского фарфора. Между ними французские "консольные" часы, декорированные позолоченной фигурой римского бога Сатурна, ставшего в эпоху барокко символом быстротечности времени.
Умывальный шкаф у окна в спальне А.Д.Меншикова выполнен в немецкой Швейцарии в первой половине XVII века из орехового дерева с интарсией из дерева других пород, декорирован узорными металлическими накладками и петлями с гравировкой. На нем умывальный прибор: кувшин и блюдо в форме раковины (медь, полихромная роспись по эмали), выполненный в Китае по европейскому образцу для экспорта в Европу.
Умывальный шкаф у окна в спальне А.Д.Меншикова выполнен в немецкой Швейцарии в первой половине XVII века из орехового дерева с интарсией из дерева других пород, декорирован узорными металлическими накладками и петлями с гравировкой. На нем умывальный прибор: кувшин и блюдо в форме раковины (медь, полихромная роспись по эмали), выполненный в Китае по европейскому образцу для экспорта в Европу.
Предспальня - первое парадное помещение на половине А.Д. Меншикова. Здесь светлейший князь вел переговоры с государственными деятелями и военными дипломатами. На стене висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых. Семья первого петербургского губернатора была счастливой и дружной. В 1706 году А.Д. Меншиков обвенчался с Дарьей Михайловной, урожденной Арсеньевой, дочерью Якутского воеводы, одной из приближенных любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны. У них было семеро детей, но только две дочери, Мария и Александра, и сын Александр дожили до взрослого возраста.
Предспальня - первое парадное помещение на половине А.Д. Меншикова. Здесь светлейший князь вел переговоры с государственными деятелями и военными дипломатами. На стене висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых. Семья первого петербургского губернатора была счастливой и дружной. В 1706 году А.Д. Меншиков обвенчался с Дарьей Михайловной, урожденной Арсеньевой, дочерью Якутского воеводы, одной из приближенных любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны. У них было семеро детей, но только две дочери, Мария и Александра, и сын Александр дожили до взрослого возраста.
В горке-витрине из ореха с набором (Голландия, первая треть XVIII в.) представлены образцы серебряной посуды московской и аугсбургской работы и изделия из ямбургского стекла. Здесь есть стопа с увенчанной царским орлом крышкой и маленькая кружка с крышкой, принадлежавшая царевичу Алексею Петровичу.
В горке-витрине из ореха с набором (Голландия, первая треть XVIII в.) представлены образцы серебряной посуды московской и аугсбургской работы и изделия из ямбургского стекла. Здесь есть стопа с увенчанной царским орлом крышкой и маленькая кружка с крышкой, принадлежавшая царевичу Алексею Петровичу.
Напольные часы, выполненные в начале XVIII века в Лондоне мастером Дж.Драри, отсчитывают часы, минуты, секунды, снабжены календарем. Музыкальный механизм каждые три часа исполняет одну из шести коротких музыкальных пьес.
Напольные часы, выполненные в начале XVIII века в Лондоне мастером Дж.Драри, отсчитывают часы, минуты, секунды, снабжены календарем. Музыкальный механизм каждые три часа исполняет одну из шести коротких музыкальных пьес.
Стулья в спальне А.Д. Меншикова испанской работы обтянуты тисненой кожей и обиты гвоздями с крупными медными шляпками.
Стулья в спальне А.Д. Меншикова испанской работы обтянуты тисненой кожей и обиты гвоздями с крупными медными шляпками.
Это - Кабинет из прихожей. Убранство комнаты отражает морские интересы хозяина дворца - одного из организаторов строительства русского морского флота. На столе в центре комнаты стоит серебряный кубок-кораблик (Голландия, XVII век), астролябия, изготовленная в Нюрнберге в мастерской Н.Миниха и уникальный серебряный глобус  (Голландия, начало XVII в.), принадлежавший Петру I. Стол английской работы принадлежал Петру I.
Это - Кабинет из прихожей. Убранство комнаты отражает морские интересы хозяина дворца - одного из организаторов строительства русского морского флота. На столе в центре комнаты стоит серебряный кубок-кораблик (Голландия, XVII век), астролябия, изготовленная в Нюрнберге в мастерской Н.Миниха и уникальный серебряный глобус (Голландия, начало XVII в.), принадлежавший Петру I. Стол английской работы принадлежал Петру I.
Печь облицована изразцами, выполненными на петербургских заводах в 1717-1727 годах. На крайнем справа в верхнем ряду изображено коронованное крылатое сердце, связанное с символикой герба А.Д Меншикова.
Печь облицована изразцами, выполненными на петербургских заводах в 1717-1727 годах. На крайнем справа в верхнем ряду изображено коронованное крылатое сердце, связанное с символикой герба А.Д Меншикова.
Стены и потолок сохранили убранство плитками с росписями на мотивы архитектурного пейзажа.Столь масштабного, целостно-прекрасного изразцового панно нет больше нигде не только в России, но даже и в Голландии.
Стены и потолок сохранили убранство плитками с росписями на мотивы архитектурного пейзажа.Столь масштабного, целостно-прекрасного изразцового панно нет больше нигде не только в России, но даже и в Голландии.
Крайняя комната в восточном крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора. Она занималась воспитанием детей, была другом и советчицей светлейшего князя. После падения и ареста Меншикова пыталась добиться его оправдания и поплатилась за это ссылкой в монастырь, где и умерла.
Крайняя комната в восточном крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора. Она занималась воспитанием детей, была другом и советчицей светлейшего князя. После падения и ареста Меншикова пыталась добиться его оправдания и поплатилась за это ссылкой в монастырь, где и умерла.
На потолке великолепные плитки на темы морской стихии. Монограмма из переплетенных латинских букв W и A под дворянской короной в лепном орнаменте под потолком свидетельствуют о принадлежности покоя Варваре Михайловне Арсеньевой.
На потолке великолепные плитки на темы морской стихии. Монограмма из переплетенных латинских букв W и A под дворянской короной в лепном орнаменте под потолком свидетельствуют о принадлежности покоя Варваре Михайловне Арсеньевой.
Кровать из ореха с резьбой на высоком основании и кровлей на четырех столбиках, называемой Небом. Такой тип кровати был распространен в Европе в XVI-XVII веке. Стену за кроватью украшает шпалера "Лето" из серии "Времена года", изготовленная на французской мануфактуре "Обюссон и Феллетен" (конец XVII - начало  XVIII в.в.).
Кровать из ореха с резьбой на высоком основании и кровлей на четырех столбиках, называемой Небом. Такой тип кровати был распространен в Европе в XVI-XVII веке. Стену за кроватью украшает шпалера "Лето" из серии "Времена года", изготовленная на французской мануфактуре "Обюссон и Феллетен" (конец XVII - начало XVIII в.в.).
У кровати дубовый шкафчик из черного дерева конца XVII века, украшенный фаянсовой тюльпанницей с пятью горлышками голландской работы. На туалетном столике большой туалетный сервиз для сложного туалета знатных дам из 30 предметов, выполненный из золоченого серебра в технике чеканки (Аусбург, 1695-1700 г.г.) Такие роскошные туалетные приборы вошли в моду с конца XVII века, исполнялись они как правило для самых знатных заказчиков.
У кровати дубовый шкафчик из черного дерева конца XVII века, украшенный фаянсовой тюльпанницей с пятью горлышками голландской работы. На туалетном столике большой туалетный сервиз для сложного туалета знатных дам из 30 предметов, выполненный из золоченого серебра в технике чеканки (Аусбург, 1695-1700 г.г.) Такие роскошные туалетные приборы вошли в моду с конца XVII века, исполнялись они как правило для самых знатных заказчиков.
Печь облицована изразцами петербургской работы первой трети XVIII века. В отличие от четко прорисованных голландских плиток, рисунки на русских печных изразцах более мягки и живописны, а изображают сказочных птиц, аллегорических персонажей из "Метаморфоз" Овидия, цветы и дома в духе народного лубка.
Печь облицована изразцами петербургской работы первой трети XVIII века. В отличие от четко прорисованных голландских плиток, рисунки на русских печных изразцах более мягки и живописны, а изображают сказочных птиц, аллегорических персонажей из "Метаморфоз" Овидия, цветы и дома в духе народного лубка.
Западную часть дома принадлежала супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне. На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Западную часть дома принадлежала супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне. На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Комнату украшает уникальная коллекция тарелей китайского фарфора. Изделия из фарфора, в росписи которой преобладает зеленая глазурь, относятся ко времени правления манчжурской династии Цин (XVII-XVIII вв.) В Китае такой фарфор называют пятицветным. Содержание росписей наполнено символами знатности и долголетия. Горки-консоли - современная музейная мебель, выполненная в соответствии со вкусами XVIII века.
Комнату украшает уникальная коллекция тарелей китайского фарфора. Изделия из фарфора, в росписи которой преобладает зеленая глазурь, относятся ко времени правления манчжурской династии Цин (XVII-XVIII вв.) В Китае такой фарфор называют пятицветным. Содержание росписей наполнено символами знатности и долголетия. Горки-консоли - современная музейная мебель, выполненная в соответствии со вкусами XVIII века.
На подстолье большого зеркала в ореховой резной раме ларец аугсбургской работы второй половины XVII века, декорированный серебряной сканью и растительным узором из полудрагоценных и поделочных камней - своеобразная минералогическая коллекция.
На подстолье большого зеркала в ореховой резной раме ларец аугсбургской работы второй половины XVII века, декорированный серебряной сканью и растительным узором из полудрагоценных и поделочных камней - своеобразная минералогическая коллекция.
Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.
Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.
В камине, сделанном по аналогам конца XVII - начала XVIII веков установлена дельфтская фаянсовая ваза, исполненная в восточном стиле с изображениями порхающих по саду птиц.
В камине, сделанном по аналогам конца XVII - начала XVIII веков установлена дельфтская фаянсовая ваза, исполненная в восточном стиле с изображениями порхающих по саду птиц.
Спальня Дарьи Михайловны - условное название помещения. Стены декорированы китайскими шелковыми обоями с изображениями на сюжеты классических произведений китайской литературы. Нижняя часть стен решена в виде панелей, члененных филенками и окрашенных в зеленый и коралловый цвета с золочением деталей. У стены - две великолепных напольных японских вазы с крышками, выполненных из фарфора мастерских Арита, доставлявшихся через порт Имари. Поэтому такой фарфор называли Арита-Имари. Существует легенда, что серебряное блюдо  в горке, сделанное в Аугсбурге на сюжет Ветхого Завета, было преподнесено шведским посольством от имени короля Карала XII Петру I накануне Северной войны.
Спальня Дарьи Михайловны - условное название помещения. Стены декорированы китайскими шелковыми обоями с изображениями на сюжеты классических произведений китайской литературы. Нижняя часть стен решена в виде панелей, члененных филенками и окрашенных в зеленый и коралловый цвета с золочением деталей. У стены - две великолепных напольных японских вазы с крышками, выполненных из фарфора мастерских Арита, доставлявшихся через порт Имари. Поэтому такой фарфор называли Арита-Имари. Существует легенда, что серебряное блюдо в горке, сделанное в Аугсбурге на сюжет Ветхого Завета, было преподнесено шведским посольством от имени короля Карала XII Петру I накануне Северной войны.
Восточная тема в оформлении интерьера отражена в предметах декоративно-прикладного искусства двумя расположенными друг против друга китайскими чернолаковыми кабинетцами с росписью.
Восточная тема в оформлении интерьера отражена в предметах декоративно-прикладного искусства двумя расположенными друг против друга китайскими чернолаковыми кабинетцами с росписью.
Потолок спальни декорирован копией с элементами реконструкций угловых росписей плафона Орехового кабинета с изображением купидонов с гирляндами цветов.
Потолок спальни декорирован копией с элементами реконструкций угловых росписей плафона Орехового кабинета с изображением купидонов с гирляндами цветов.
Кабинет с живописью. Стены, затянутые синим сукном и обшитые внизу дубовыми профилированными панелями. На стенах кабинета живописные полотна западноевропейских художников XVII века - начала XVIII века из фондов Эрмитажа. Они дают представление о тематике и качестве известного по документам живописного собрания А.Д.Меншикова, насчитывавшего к 1722 году более 140 картин. Сюжеты подобраны в соответствии с описями дворцового имущества.
Кабинет с живописью. Стены, затянутые синим сукном и обшитые внизу дубовыми профилированными панелями. На стенах кабинета живописные полотна западноевропейских художников XVII века - начала XVIII века из фондов Эрмитажа. Они дают представление о тематике и качестве известного по документам живописного собрания А.Д.Меншикова, насчитывавшего к 1722 году более 140 картин. Сюжеты подобраны в соответствии с описями дворцового имущества.
Потолок зала занимает огромный плафон, в центре которого в овальном медальоне изображен Петр I в облике римского бога войны Марса. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.
Потолок зала занимает огромный плафон, в центре которого в овальном медальоне изображен Петр I в облике римского бога войны Марса. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.
Это Портретная. Портретные галереи, или просто собрания портретов, в начале XVIII века становятся обязательными для русского богатого дома. В собрании А.Д.Меншикова насчитывалось не менее девятнадцати полотен, среди которых были портреты царя, членов царской семьи и представителей европейских королевских дворов, а также членов княжеской семьи.
Это Портретная. Портретные галереи, или просто собрания портретов, в начале XVIII века становятся обязательными для русского богатого дома. В собрании А.Д.Меншикова насчитывалось не менее девятнадцати полотен, среди которых были портреты царя, членов царской семьи и представителей европейских королевских дворов, а также членов княжеской семьи.
Вот это, например портрет французского короля Людовика XIV, работы неизвестного французского художника второй половины XVII - начала XVIII в. Экспозицию дополняют мраморные бюсты итальянской работы, изображающие античных императоров и героев.
Вот это, например портрет французского короля Людовика XIV, работы неизвестного французского художника второй половины XVII - начала XVIII в. Экспозицию дополняют мраморные бюсты итальянской работы, изображающие античных императоров и героев.
Портрет императора Петра I работы неизвестного художника XVIII века.
Портрет императора Петра I работы неизвестного художника XVIII века.
Портрет императрицы Екатерины I работы неизвестного художника XVIII века.
Портрет императрицы Екатерины I работы неизвестного художника XVIII века.
На этом закончим прогулку по музею. Не думайте, там еще есть, что посмотреть. В каждой комнате стоят таблички с описанием, я их сфотографировала, что и помогло описать увиденное.
На этом закончим прогулку по музею. Не думайте, там еще есть, что посмотреть. В каждой комнате стоят таблички с описанием, я их сфотографировала, что и помогло описать увиденное.
А еще во дворце есть неплохое и недорогое кафе с великолепными интерьерами. Я там пообедала.
А еще во дворце есть неплохое и недорогое кафе с великолепными интерьерами. Я там пообедала.
Комментарии к альбому