Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:53
Весна пришла, пора куда-нибудь лететь! Хотя бы туда, где принимают!
Фотоальбом

Некрополи Александро-Невской лавры

Санкт-Петербург: полезная информация

Вчера Ярослав Глухов показал нам альбом фотографий Александро-Невской лавры. Я решила немного дополнить его информацию и показать фотографии знаменитых некрополей, которые входят в архитектурный комплекс лавры, и где покоятся знаменитые деятели XVIII–XIX веков.

Лазаревское кладбище (некрополь XVIII века) и Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) входят в состав Государственного музея городской скульптуры, основанного в 1932 году. О них я и хочу рассказать.

Лазаревское кладбище было основано одновременно со зданиями Алексанро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоев петербургского общества. Первоначально для погребения на нем требовалось личное разрешение Петра I. К концу столетия разрешалось хоронить и лиц из купеческого сословия, но при условии внесения очень большой суммы. Многие надгробия и памятники этого кладбища являются произведениями искусства и слепки с них хранятся в Государственном Русском музее и Музее Российской академии художеств.

Тихвинское кладбище было заложено в 1823 году. В 1937 году в связи с приближавшейся годовщиной со дня смерти А. С. Пушкина кладбище решили превратить в «Некрополь мастеров искусств и современников А. С. Пушкина». В соответствии с этим, здесь осуществили перезахоронения с других кладбищ выдающихся артистов, скульпторов, композиторов, артистов, художников и музыкальных деятелей, а также лицейских друзей А. С. Пушкина. Захоронения, не соответствующие тематике, перенесли на другие кладбища, при этом многие памятники богатого петербургского аристократического некрополя были утрачены.

Никольское и Казачье кладбища входят в состав некрополя Александро-Невской лавры, но не входят в состав музея-заповедника, поэтому о них я расскажу немного.

Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге основан в 1932 году. Это единственный  в России музей, занимающимся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. В ведении музея свыше 200 памятников и 1500 мемориальных досок. Основная экспозиция музея - усыпальницы и некрополи Александро-Невской лавры.
Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге основан в 1932 году. Это единственный в России музей, занимающимся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. В ведении музея свыше 200 памятников и 1500 мемориальных досок. Основная экспозиция музея - усыпальницы и некрополи Александро-Невской лавры.
Слева похоронен Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), гениальный русский ученый, поэт, художник, первый русский академик Петербургской академии наук. Монумент был изготовлен в 1760-е гг. в Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства известного государственного деятеля графа М.И. Воронцова. Рядом похоронена единственная дочь М.В. Ломоносова Елена, умершая в возрасте 23 лет, и ее муж А.А. Константинов, переводчик, библиотекарь Екатерины II, переживший её на 26 лет.
Слева похоронен Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), гениальный русский ученый, поэт, художник, первый русский академик Петербургской академии наук. Монумент был изготовлен в 1760-е гг. в Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства известного государственного деятеля графа М.И. Воронцова. Рядом похоронена единственная дочь М.В. Ломоносова Елена, умершая в возрасте 23 лет, и ее муж А.А. Константинов, переводчик, библиотекарь Екатерины II, переживший её на 26 лет.
Надгробие с фигурой спящего офицера. Эта скульптура по модели берлинского скульптора Августа Штрейхенберга была отлита из чугуна на Александровском литейном заводе в 1840 г. Памятник сооружался над могилой умершего в 1839 г. И.X. фон Рейссига, штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Позднее у этого же памятника были похоронены его брат и родители.
Надгробие с фигурой спящего офицера. Эта скульптура по модели берлинского скульптора Августа Штрейхенберга была отлита из чугуна на Александровском литейном заводе в 1840 г. Памятник сооружался над могилой умершего в 1839 г. И.X. фон Рейссига, штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Позднее у этого же памятника были похоронены его брат и родители.
Гранитная барка со снастью и якорями с крестообразными стволами, помещенная на постамент в виде волн. Неизвестный мастер конца XVIII. Могила купца Симона Дмитриева (1729-1799).
Гранитная барка со снастью и якорями с крестообразными стволами, помещенная на постамент в виде волн. Неизвестный мастер конца XVIII. Могила купца Симона Дмитриева (1729-1799).
Карнеева (урожд. Лашкарева) Елена Сергеевна (1786-1830) -тайная советница, жена генерал-лейтенанта, директора департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса (Горного института) Е.В. Карнеева. Скульптура коленопреклоненного крылатого Гения со склоненной головой на прямоугольном постаменте из чугунных плит и ступенчатом подиуме - работа скульптора И.П. Мартоса.
Карнеева (урожд. Лашкарева) Елена Сергеевна (1786-1830) -тайная советница, жена генерал-лейтенанта, директора департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса (Горного института) Е.В. Карнеева. Скульптура коленопреклоненного крылатого Гения со склоненной головой на прямоугольном постаменте из чугунных плит и ступенчатом подиуме - работа скульптора И.П. Мартоса.
Грот,  сложенный    из    гранитных глыб, на котором помещена полулежащая плакальщица у сломанного дуба. Под сенью грота на плите чугунные крест и якорь. Работа скульптора Ф.Тибо. Могила А.Я. Охотникова (1781-1807) - дворянина, штабс-ротмистр Кавалергардского полка. Происходил из дворян Воронежской губернии. Согласно преданию - фаворит императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги императора Александра I), был убит кинжалом. На самом деле получил отставку по состоянию здоровья и умер в деревне от грудной жабы.
Грот, сложенный из гранитных глыб, на котором помещена полулежащая плакальщица у сломанного дуба. Под сенью грота на плите чугунные крест и якорь. Работа скульптора Ф.Тибо. Могила А.Я. Охотникова (1781-1807) - дворянина, штабс-ротмистр Кавалергардского полка. Происходил из дворян Воронежской губернии. Согласно преданию - фаворит императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги императора Александра I), был убит кинжалом. На самом деле получил отставку по состоянию здоровья и умер в деревне от грудной жабы.
А здесь похоронен Леонард Эйлер (1707-1783) - выдающийся математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Член Петербургской Академии наук.
А здесь похоронен Леонард Эйлер (1707-1783) - выдающийся математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Член Петербургской Академии наук.
Могила Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) - известный писателя-драматурга, создатель русской бытовой комедии (известного всем «Недоросля»), публициста, переводчика, статского советника, известного масона, личного секретаря начальника Иностранной коллегии Н.И. Панина.
Могила Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) - известный писателя-драматурга, создатель русской бытовой комедии (известного всем «Недоросля»), публициста, переводчика, статского советника, известного масона, личного секретаря начальника Иностранной коллегии Н.И. Панина.
Сзади - часовня-усыпальница М.Н. Муравьева (1796-1866) - графа Виленского, генерала от инфантерии, государственного деятеля. Участник войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Был ранен в Бородинском сражении. Это семейное место, где похоронены также жена и дети М.Н. Муравьева. Часовня - замечательный образец русского стиля, по времени один из первых примеров его использования в мемориальной архитектуре. Автор проекта А.И. Резанов.
Сзади - часовня-усыпальница М.Н. Муравьева (1796-1866) - графа Виленского, генерала от инфантерии, государственного деятеля. Участник войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Был ранен в Бородинском сражении. Это семейное место, где похоронены также жена и дети М.Н. Муравьева. Часовня - замечательный образец русского стиля, по времени один из первых примеров его использования в мемориальной архитектуре. Автор проекта А.И. Резанов.
Старов Иван Егорович (1745-1808) - статский советник и кавалер, архитектор, академик, профессор, адъютант-ректор (с 1794) Императорской Академии художеств. Наиболее известные работы: Таврический дворец, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790), дворцы в имениях Демидова под Петербургом.
Старов Иван Егорович (1745-1808) - статский советник и кавалер, архитектор, академик, профессор, адъютант-ректор (с 1794) Императорской Академии художеств. Наиболее известные работы: Таврический дворец, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790), дворцы в имениях Демидова под Петербургом.
Скромное надгробие выдающегося архитектора, создателя архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга Карла Ивановича России (1775-1849). Наиболее известны его работы: павильон Аничкова дворца (1818), Елагин дворец (1818-1822), Михайловский дворец (1819-1823), арка Главного штаба (1819-1829), библиотека в Павловске, здание Сената и Синода (1829-1832), Михайловский манеж (1828), Александринский театр с Театральной улицей (ул. Зодчего Росси) и мн. др.
Скромное надгробие выдающегося архитектора, создателя архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга Карла Ивановича России (1775-1849). Наиболее известны его работы: павильон Аничкова дворца (1818), Елагин дворец (1818-1822), Михайловский дворец (1819-1823), арка Главного штаба (1819-1829), библиотека в Павловске, здание Сената и Синода (1829-1832), Михайловский манеж (1828), Александринский театр с Театральной улицей (ул. Зодчего Росси) и мн. др.
Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова) (1812-1863), супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. После семи лет вдовства, летом 1844 г., вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского (1799-1877). Похоронена вместе с ним.
Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова) (1812-1863), супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. После семи лет вдовства, летом 1844 г., вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского (1799-1877). Похоронена вместе с ним.
Колонна, увенчанная скульптурой крылатого Гения с атрибутами наук и искусств, пересечена рустом, на котором вырублен рельеф с изображением Казанского собора. Это могила архитектора, живописца, академика Академии художеств (1797), преподавателя Академии - Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814). По его проекту построены в Петербурге и пригородах Горный институт, колоннада и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и др. С 1801-1811 руководил строительством Казанского собора.
Колонна, увенчанная скульптурой крылатого Гения с атрибутами наук и искусств, пересечена рустом, на котором вырублен рельеф с изображением Казанского собора. Это могила архитектора, живописца, академика Академии художеств (1797), преподавателя Академии - Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814). По его проекту построены в Петербурге и пригородах Горный институт, колоннада и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и др. С 1801-1811 руководил строительством Казанского собора.
Могила Алексея Федоровича Турчанинова (1704-1787) , владельца Сысертских горных заводов на Урале, благотворителя и филантропа, открывшего для своих рабочих школу, больницу, основавшего в Сысерти музей, библиотеку, ботанический сад. Был возведен в дворянство за успешное сопротивление войску Пугачева. Скульптурная    композиция   с бронзовыми   фигурами   плакальщицы в хитоне, символизирующей Добродетель, и старика с крыльями - Хроноса с черепом у ног, указывающего на раскрытую книгу у него на коленях. Фигуры помещены по сторонам мраморного бюста Турчанинова. Работа скульптора И.П. Мартоса.
Могила Алексея Федоровича Турчанинова (1704-1787) , владельца Сысертских горных заводов на Урале, благотворителя и филантропа, открывшего для своих рабочих школу, больницу, основавшего в Сысерти музей, библиотеку, ботанический сад. Был возведен в дворянство за успешное сопротивление войску Пугачева. Скульптурная композиция с бронзовыми фигурами плакальщицы в хитоне, символизирующей Добродетель, и старика с крыльями - Хроноса с черепом у ног, указывающего на раскрытую книгу у него на коленях. Фигуры помещены по сторонам мраморного бюста Турчанинова. Работа скульптора И.П. Мартоса.
Могила Джакомо Антонио Кваренги (1744-1817), архитектора, строителя Эрмитажного театра, Смольного  института, Конногвардейского манежа, зданий Академии наук в Санкт-Петербурге.
Могила Джакомо Антонио Кваренги (1744-1817), архитектора, строителя Эрмитажного театра, Смольного института, Конногвардейского манежа, зданий Академии наук в Санкт-Петербурге.
Семейное место Долгоруковых. Долгоруков Василий Андреевич (1804-1868) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии, военный министр (1853-1856), член Государственного совета, обер-камергер. Здесь же его жена, сын, брат и племянники.
Семейное место Долгоруковых. Долгоруков Василий Андреевич (1804-1868) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии, военный министр (1853-1856), член Государственного совета, обер-камергер. Здесь же его жена, сын, брат и племянники.
А вот и сам Мартос Иван Петрович (1754-1835) , автор многих надгробий на этом и других кладбищах Санкт-Петербурга и Москвы. Скульптор, старший профессор Академии художеств, ректор (с 1814), заслуженный ректор отделения скульптуры (с 1831), автор многих скульптурных произведений, в том числе монумента Минину и Пожарскому в Москве.  Автором проекта надгробия был зять И.П. Мартоса архитектор Абрам Иванович Мельников. Такой тип надгробия называется жертвенником.
А вот и сам Мартос Иван Петрович (1754-1835) , автор многих надгробий на этом и других кладбищах Санкт-Петербурга и Москвы. Скульптор, старший профессор Академии художеств, ректор (с 1814), заслуженный ректор отделения скульптуры (с 1831), автор многих скульптурных произведений, в том числе монумента Минину и Пожарскому в Москве. Автором проекта надгробия был зять И.П. Мартоса архитектор Абрам Иванович Мельников. Такой тип надгробия называется жертвенником.
Бетанкур Августин Августинович (1758-1824) - генерал-майор, генерал-лейтенант по ведомству путей сообщения, инженер-строитель, механик. Член-корреспондент Парижской Академии наук. Директор Главного управления путей сообщения. Колонна, архитектор О. Монферран
Бетанкур Августин Августинович (1758-1824) - генерал-майор, генерал-лейтенант по ведомству путей сообщения, инженер-строитель, механик. Член-корреспондент Парижской Академии наук. Директор Главного управления путей сообщения. Колонна, архитектор О. Монферран
А.А. Бетанкур много сделал в организации инженерного образования в России. По его проекту в 1810 г. был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, где он читал лекции до конца жизни, созданы Военно-строительная и Кондукторская школы (1819).
А.А. Бетанкур много сделал в организации инженерного образования в России. По его проекту в 1810 г. был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, где он читал лекции до конца жизни, созданы Военно-строительная и Кондукторская школы (1819).
Витте Сергей Юльевич (1849-1915) - граф, действительный тайный советник, крупнейший государственный деятель России конца XIX–начала XX вв. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903). Председатель Комитета министров и членов Государственного совета (1903).
Витте Сергей Юльевич (1849-1915) - граф, действительный тайный советник, крупнейший государственный деятель России конца XIX–начала XX вв. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903). Председатель Комитета министров и членов Государственного совета (1903).
Фигура мужчины в сюртуке и шинели, лежащего, облокотившись на левую руку, на постаменте, обработанном в виде глыбы. Скульптор Ш. Лемольт. Надгробие Магира Густава Адольфа (1807-1842). Родился в Баварии. Доктор медицины и хирургии. Прибыл в Россию в 1832 г. Состоял на службе при дворе герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
Фигура мужчины в сюртуке и шинели, лежащего, облокотившись на левую руку, на постаменте, обработанном в виде глыбы. Скульптор Ш. Лемольт. Надгробие Магира Густава Адольфа (1807-1842). Родился в Баварии. Доктор медицины и хирургии. Прибыл в Россию в 1832 г. Состоял на службе при дворе герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
А это уже некрополь мастеров искусств. Крылов Иван Андреевич (1769-1844) - великий русский поэт, литератор, драматург, журналист, баснописец, академик Петербургской Академии наук. В 1812-1841 служил в Императорской Публичной библиотеке. Жертвенник изготовлен в известной петербургской мастерской Е.М. Тропина.
А это уже некрополь мастеров искусств. Крылов Иван Андреевич (1769-1844) - великий русский поэт, литератор, драматург, журналист, баснописец, академик Петербургской Академии наук. В 1812-1841 служил в Императорской Публичной библиотеке. Жертвенник изготовлен в известной петербургской мастерской Е.М. Тропина.
Антон Иванович Дельвиг (1798-1831) - один из ближайших друзей А.С.Пушкина. Барон, поэт, журналист, переводчик, критик. Издатель альманаха «Северные цветы», «Литературной газеты»; автор элегий и лирических стихотворений, ряд которых положен на музыку («Соловей» А.А. Алябьева).
Антон Иванович Дельвиг (1798-1831) - один из ближайших друзей А.С.Пушкина. Барон, поэт, журналист, переводчик, критик. Издатель альманаха «Северные цветы», «Литературной газеты»; автор элегий и лирических стихотворений, ряд которых положен на музыку («Соловей» А.А. Алябьева).
Данзас Константин Карлович (1800-1879) - гГенерал-майор, друг и товарищ А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею, его секундант на дуэли с Ж. Дантесом. Памятник в некрополе установлен музеем с использованием надгробия работы неизвестного мастера 1840-х гг., первоначальный памятник не сохранился, так же, как и на могиле Дельвига.
Данзас Константин Карлович (1800-1879) - гГенерал-майор, друг и товарищ А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею, его секундант на дуэли с Ж. Дантесом. Памятник в некрополе установлен музеем с использованием надгробия работы неизвестного мастера 1840-х гг., первоначальный памятник не сохранился, так же, как и на могиле Дельвига.
Между могилами К.К. Данзаса и А.И. Дельвига лежит еще один лицейский друг А.С.Пушкина - Матюшкин Федор Федорович (1799-1872).
Мореплаватель, адмирал, сенатор. Участник двух кругосветных экспедиций (1817-1819 и 1825-1827), исследователь арктических морей. Председатель морского учёного комитета. Его именем назван мыс в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря.
Между могилами К.К. Данзаса и А.И. Дельвига лежит еще один лицейский друг А.С.Пушкина - Матюшкин Федор Федорович (1799-1872). Мореплаватель, адмирал, сенатор. Участник двух кругосветных экспедиций (1817-1819 и 1825-1827), исследователь арктических морей. Председатель морского учёного комитета. Его именем назван мыс в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря.
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (1846-1918) и внуком, основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968). Скульптор Н.А. Лаверецкий; архитектор X.К. Васильев; мастер А.А. Баринов, 1883 г. Памятник писателю выбирали на основе конкурса, где было предложено 28 вариантов.
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (1846-1918) и внуком, основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968). Скульптор Н.А. Лаверецкий; архитектор X.К. Васильев; мастер А.А. Баринов, 1883 г. Памятник писателю выбирали на основе конкурса, где было предложено 28 вариантов.
Здесь рядом с женой и дочерью похоронен Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - придворный историограф, писатель, основоположник русского сентиментализма. Автор многотомной «Истории государства Российского», повести «Бедная Лиза», «Писем русского путешественника». Надгробие Карамзина лаконично по форме, но каждая его деталь имеет глубокий смысл: белизна мрамора символизирует чистоту души, венок из дубовых листьев - верность Отечеству, крест - христианскую веру.
Здесь рядом с женой и дочерью похоронен Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - придворный историограф, писатель, основоположник русского сентиментализма. Автор многотомной «Истории государства Российского», повести «Бедная Лиза», «Писем русского путешественника». Надгробие Карамзина лаконично по форме, но каждая его деталь имеет глубокий смысл: белизна мрамора символизирует чистоту души, венок из дубовых листьев - верность Отечеству, крест - христианскую веру.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) - поэт, один из основоположников русского романтизма, переводчик, критик. Почетный член Петербургской Академии Наук, академик, Тайный советник. Воспитатель наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Друг А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Автор патриотических стихов «Певец во стане русских воинов», гимна России «Боже, Царя храни». Скульптор П.К. Клодт, 1857 г.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) - поэт, один из основоположников русского романтизма, переводчик, критик. Почетный член Петербургской Академии Наук, академик, Тайный советник. Воспитатель наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Друг А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Автор патриотических стихов «Певец во стане русских воинов», гимна России «Боже, Царя храни». Скульптор П.К. Клодт, 1857 г.
Глинка Михаил Иванович (1804-1857) - композитор, родоначальник классической русской музыки. Автор симфонических пьес, камерных ансамблей, романсов, опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Умер в Берлине. Архитектор И.И. Горностаев, скульптор Н.А. Лаверецкий. Рядом похоронена его младшая сестра Л.И. Шестакова, автор воспоминаний о Глинке, инициатор переноса его праха из Берлина в Александро-Невскую лавру, создатель музея композитора в Мариинском театре.
Глинка Михаил Иванович (1804-1857) - композитор, родоначальник классической русской музыки. Автор симфонических пьес, камерных ансамблей, романсов, опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Умер в Берлине. Архитектор И.И. Горностаев, скульптор Н.А. Лаверецкий. Рядом похоронена его младшая сестра Л.И. Шестакова, автор воспоминаний о Глинке, инициатор переноса его праха из Берлина в Александро-Невскую лавру, создатель музея композитора в Мариинском театре.
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910 - русский композитор, пианист, дирижер концертов Русского музыкального общества, учредитель Бесплатной музыкальной школы, директор Певческой капеллы. Основал содружество пяти русских композиторов, называемое «Могучей кучкой».
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910 - русский композитор, пианист, дирижер концертов Русского музыкального общества, учредитель Бесплатной музыкальной школы, директор Певческой капеллы. Основал содружество пяти русских композиторов, называемое «Могучей кучкой».
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908). Композитор, дирижер, член «Могучей кучки», профессор и ректор Петербургской консерватории, руководитель «Беляевского кружка», директор Бесплатной музыкальной школы. Написал 15 опер. Художник Н.К. Рерих, скульптор И.И. Андреолетти, 1910-1912 гг.
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908). Композитор, дирижер, член «Могучей кучки», профессор и ректор Петербургской консерватории, руководитель «Беляевского кружка», директор Бесплатной музыкальной школы. Написал 15 опер. Художник Н.К. Рерих, скульптор И.И. Андреолетти, 1910-1912 гг.
Рядом: Бородин Александр Порфирьевич (1834-1887) - композитор, химик, общественный деятель, профессор Медико-хирургической академии, один из организаторов Петербургских женских врачебных курсов. Автор оперы «Князь Игорь», ряда симфонических произведений, романсов. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) - композитор, автор вокально-драматических сцен, вокальных и фортепианных циклов, народных музыкальных драм «Борис Годунов», «Хованщина», неоконченной оперы «Сорочинская ярмарка».
Рядом: Бородин Александр Порфирьевич (1834-1887) - композитор, химик, общественный деятель, профессор Медико-хирургической академии, один из организаторов Петербургских женских врачебных курсов. Автор оперы «Князь Игорь», ряда симфонических произведений, романсов. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) - композитор, автор вокально-драматических сцен, вокальных и фортепианных циклов, народных музыкальных драм «Борис Годунов», «Хованщина», неоконченной оперы «Сорочинская ярмарка».
Памятник П.И. Чайковскому (1840-1893) был сооружен на средства, собранные от двух благотворительных концертов, устроенных в Москве и Петербурге и дополненные Дирекцией Императорских театров, по инициативе которой создавалось надгробие. И.А. Всеволожский (автор проекта), скульптор П.П. Каменский, литейщик К. Берто. Открытие памятника состоялось 25 октября 1897 г. Современники прохладно отнеслись к этому произведению мемориальной скульптуры.
Памятник П.И. Чайковскому (1840-1893) был сооружен на средства, собранные от двух благотворительных концертов, устроенных в Москве и Петербурге и дополненные Дирекцией Императорских театров, по инициативе которой создавалось надгробие. И.А. Всеволожский (автор проекта), скульптор П.П. Каменский, литейщик К. Берто. Открытие памятника состоялось 25 октября 1897 г. Современники прохладно отнеслись к этому произведению мемориальной скульптуры.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) - пианист-виртуоз, композитор, дирижер, педагог. Автор опер «Демон» и «Нерон», фортепианных произведений. Организатор «Русского музыкального общества» и «Музыкальных классов» в Петербурге, преобразованных в первую русскую консерваторию. К 75-летию Ленинградской консерватории А.Г. Рубинштейн был перезахоронен в Некрополь. Консерватория передала музею бронзовую отливку прижизненного портретного бюста Рубинштейна, выполненного скульптором Б. Реймером.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) - пианист-виртуоз, композитор, дирижер, педагог. Автор опер «Демон» и «Нерон», фортепианных произведений. Организатор «Русского музыкального общества» и «Музыкальных классов» в Петербурге, преобразованных в первую русскую консерваторию. К 75-летию Ленинградской консерватории А.Г. Рубинштейн был перезахоронен в Некрополь. Консерватория передала музею бронзовую отливку прижизненного портретного бюста Рубинштейна, выполненного скульптором Б. Реймером.
Архангельский Александр Андреевич (1846-1924) - музыкант, дирижер, композитор, основатель хора, ввел в русское церковное пение женские голоса. Заслуженный артист РСФСР.Основанный им хор стал называться Государственным академическим хором имени А.А. Архангельского.
Архангельский Александр Андреевич (1846-1924) - музыкант, дирижер, композитор, основатель хора, ввел в русское церковное пение женские голоса. Заслуженный артист РСФСР.Основанный им хор стал называться Государственным академическим хором имени А.А. Архангельского.
Аренский Антон Степанович (1861-1906) - композитор, дирижер, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, управляющий Придворной певческой капеллой (1895-1901). Дирижировал концертами Русского хорового общества (1888-1895). Автор романсов, инструментальных произведений, опер, музыки балета «Египетские ночи».
Аренский Антон Степанович (1861-1906) - композитор, дирижер, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, управляющий Придворной певческой капеллой (1895-1901). Дирижировал концертами Русского хорового общества (1888-1895). Автор романсов, инструментальных произведений, опер, музыки балета «Египетские ночи».
Семейное место Пономарёвых. Здесь похоронены дети - сыновья Фёдор и Дмитрий надворного советника, заводчика Д.Д. Пономарёва.  Слева вверху фигура окрыленного младенца на облаках, простирающего руки к поднимающемуся к нему обнаженному юноше с крыльями, с молитвенно сложенными руками (аллегория встречи душ детей, оплакиваемых семейством). Позже здесь похоронили и отца детей. Предполагают, что скульптор П.К. Клодт.
Семейное место Пономарёвых. Здесь похоронены дети - сыновья Фёдор и Дмитрий надворного советника, заводчика Д.Д. Пономарёва. Слева вверху фигура окрыленного младенца на облаках, простирающего руки к поднимающемуся к нему обнаженному юноше с крыльями, с молитвенно сложенными руками (аллегория встречи душ детей, оплакиваемых семейством). Позже здесь похоронили и отца детей. Предполагают, что скульптор П.К. Клодт.
Беседка и фонтан в центре Некрополя мастеров искусств.
Беседка и фонтан в центре Некрополя мастеров искусств.
Комиссаржевская Вера Федоровна (1864-1910) - драматическая и трагедийная актриса, режиссер театра. Пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К.С. Станиславского. Выступала в Александрийском театре. В 1904 г. открыла в Петербурге свой театр, на сцене которого шли пьесы А.А. Блока, Ф.К. Сологуба, Л.Н. Андреева, М. Метерлинка. Сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в т.ч. роль Нины в первой постановке «Чайки» А.П.Чехова.
Комиссаржевская Вера Федоровна (1864-1910) - драматическая и трагедийная актриса, режиссер театра. Пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К.С. Станиславского. Выступала в Александрийском театре. В 1904 г. открыла в Петербурге свой театр, на сцене которого шли пьесы А.А. Блока, Ф.К. Сологуба, Л.Н. Андреева, М. Метерлинка. Сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в т.ч. роль Нины в первой постановке «Чайки» А.П.Чехова.
Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) - актер, с 1893 г. выступал на сцене Александрийского театра (Академического театра драмы им. А.С. Пушкина). Один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде. Скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Петров, 1961 г.
Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) - актер, с 1893 г. выступал на сцене Александрийского театра (Академического театра драмы им. А.С. Пушкина). Один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде. Скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Петров, 1961 г.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - живописец и рисовальщик, основатель Артели художников и Товарищества Передвижных выставок, художественный критик. Автор портретов деятелей русской культуры (Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.С. Суворин), картин «Неизвестная», «Христос в пустыне» и др.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - живописец и рисовальщик, основатель Артели художников и Товарищества Передвижных выставок, художественный критик. Автор портретов деятелей русской культуры (Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.С. Суворин), картин «Неизвестная», «Христос в пустыне» и др.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - живописец, график. Профессор Императорской АХ, мастер пейзажной живописи. Член-учредитель Товарищества передвижных выставок. Среди его популярных полотен: «Сосновый бор», «Рожь», «Утро в сосновом лесу».
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - живописец, график. Профессор Императорской АХ, мастер пейзажной живописи. Член-учредитель Товарищества передвижных выставок. Среди его популярных полотен: «Сосновый бор», «Рожь», «Утро в сосновом лесу».
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - известный живописец, график, театральный художник, ученик И.Е. Репина. Академик петербургской АХ. Дубовый резной голубец - фигурный столбик с двускатным покрытием, на лицевой стороне которого в верхней части накладной медный олонецкий восьмиконечный крест с Распятием. Художник В.В. Воинов, архитектор П.И. Сидоров, мастер М.М. Трифонов, 1928 г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - известный живописец, график, театральный художник, ученик И.Е. Репина. Академик петербургской АХ. Дубовый резной голубец - фигурный столбик с двускатным покрытием, на лицевой стороне которого в верхней части накладной медный олонецкий восьмиконечный крест с Распятием. Художник В.В. Воинов, архитектор П.И. Сидоров, мастер М.М. Трифонов, 1928 г.
Боткин Сергей Сергеевич (1859-1910) - профессор Военно-медицинской академии, действительный член Императорской АХ, коллекционер. Был близок к кругу художников объединения «Мир искусства». Руководитель кафедр «Заразных болезней» и «Академической терапии». Ему принадлежит ряд открытий в области происхождения и лечении инфекционных заболеваний. Художник А.Н. Бенуа; архитектор Н.Е. Лансере; скульптор В.В. Кузнецов; мастер Г.А. Веберг.
Боткин Сергей Сергеевич (1859-1910) - профессор Военно-медицинской академии, действительный член Императорской АХ, коллекционер. Был близок к кругу художников объединения «Мир искусства». Руководитель кафедр «Заразных болезней» и «Академической терапии». Ему принадлежит ряд открытий в области происхождения и лечении инфекционных заболеваний. Художник А.Н. Бенуа; архитектор Н.Е. Лансере; скульптор В.В. Кузнецов; мастер Г.А. Веберг.
Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович (1846-1908) - князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Исследовал функции нервной системы, описал кожно-гальваническую реакцию, обнаружил действие рентгеновских лучей на организм. Надгробие - редкий в петербургском некрополе образец мемориальной архитектуры северного модерна. Проект был разработан вдовой Тарханова, художницей Е.П. Тархановой-Антокольской, похороненной здесь же в 1930 г.
Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович (1846-1908) - князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Исследовал функции нервной системы, описал кожно-гальваническую реакцию, обнаружил действие рентгеновских лучей на организм. Надгробие - редкий в петербургском некрополе образец мемориальной архитектуры северного модерна. Проект был разработан вдовой Тарханова, художницей Е.П. Тархановой-Антокольской, похороненной здесь же в 1930 г.
Уткин Николай Иванович (1780-1863) - гравер, руководитель гравировального класса Академии художеств; хранитель эстампов Эрмитажа. Член Стокгольмской, Антверпенской и Дрезденской Академий художеств, автор более 200 резцовых гравюр (портреты, иллюстрации, виньетки). Архитектор А.К. Бруни, мастер А.С. Анисимов (сень); скульптор В.П. Астапов (бюст), 1860-е гг.; 1968 г. (бюст).
Уткин Николай Иванович (1780-1863) - гравер, руководитель гравировального класса Академии художеств; хранитель эстампов Эрмитажа. Член Стокгольмской, Антверпенской и Дрезденской Академий художеств, автор более 200 резцовых гравюр (портреты, иллюстрации, виньетки). Архитектор А.К. Бруни, мастер А.С. Анисимов (сень); скульптор В.П. Астапов (бюст), 1860-е гг.; 1968 г. (бюст).
Тартаков Иоаким Викторович (1860-1923) - оперный певец, главный режиссер Мариинского театра, профессор Петроградской консерватории. Заслуженный артист, удостоен этого звания еще в дореволюционное время. Архитектор И.А. Фомин; скульптор Я.А. Троупянский (маски-акротерии); скульптор В.А.Синайский (барельеф).
Тартаков Иоаким Викторович (1860-1923) - оперный певец, главный режиссер Мариинского театра, профессор Петроградской консерватории. Заслуженный артист, удостоен этого звания еще в дореволюционное время. Архитектор И.А. Фомин; скульптор Я.А. Троупянский (маски-акротерии); скульптор В.А.Синайский (барельеф).
Витали Иван Петрович (1794-1855) - скульптор, монументалист-портретист, педагог, профессор Императорской АХ. Среди его работ - скульптурное оформление Исаакиевского собора, Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце и др. Бюст - копия прижизненного портрета, скульптор А.Е. Фолетти, 1849 г.
Витали Иван Петрович (1794-1855) - скульптор, монументалист-портретист, педагог, профессор Императорской АХ. Среди его работ - скульптурное оформление Исаакиевского собора, Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце и др. Бюст - копия прижизненного портрета, скульптор А.Е. Фолетти, 1849 г.
Куинджи Архип Иванович (1841-1910) - живописец-пейзажист, ученик Айвазовского, профессор Императорской АХ, инициатор создания Общества русских художников, позже носившего его имя. Автор эффектных романтических пейзажей («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). В нише мозаичное панно с изображением Древа жизни, на котором свито гнездо змей. Архитектор А.В. Щусев, художник Н.К. Рерих, скульптор В.А. Беклемишев, мастера В. Фролов, К. Робекки, П. Чирков, А. Баринов, 1914 г.
Куинджи Архип Иванович (1841-1910) - живописец-пейзажист, ученик Айвазовского, профессор Императорской АХ, инициатор создания Общества русских художников, позже носившего его имя. Автор эффектных романтических пейзажей («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). В нише мозаичное панно с изображением Древа жизни, на котором свито гнездо змей. Архитектор А.В. Щусев, художник Н.К. Рерих, скульптор В.А. Беклемишев, мастера В. Фролов, К. Робекки, П. Чирков, А. Баринов, 1914 г.
Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович (1805-1867) - скульптор-анималист, заведующий литейной мастерской Императорской АХ, преподаватель, академик, профессор. Среди его работ: бронзовые «кони Клодта» на Аничковом мосту, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, памятник И.А. Крылову в Летнем саду и др.
Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович (1805-1867) - скульптор-анималист, заведующий литейной мастерской Императорской АХ, преподаватель, академик, профессор. Среди его работ: бронзовые «кони Клодта» на Аничковом мосту, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, памятник И.А. Крылову в Летнем саду и др.
Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) -художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук. Служил в Императорской публичной библиотеке. Был идейным вдохновителем художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки» (сочиненное им название Балакиревского кружка). Скульптор И.Я. Гинцбург, архитектор И.П. Ропет; мастер К. Винклер, 1908 г.
Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) -художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук. Служил в Императорской публичной библиотеке. Был идейным вдохновителем художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки» (сочиненное им название Балакиревского кружка). Скульптор И.Я. Гинцбург, архитектор И.П. Ропет; мастер К. Винклер, 1908 г.
Товстоногов Георгий Александрович (1913-1989) - театральный режиссер, Народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра им. А.М. Горького (с 1992 - имени Г.А. Товстоногова). Профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, доктор искусствоведения. Скульптор Л. К. Лазарев, 1992 г.
Товстоногов Георгий Александрович (1913-1989) - театральный режиссер, Народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра им. А.М. Горького (с 1992 - имени Г.А. Товстоногова). Профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, доктор искусствоведения. Скульптор Л. К. Лазарев, 1992 г.
Черкасов Николай Константинович (1903-1966) - артист театра и кино, Народный артист СССР, государственный и общественный деятель. С 1933 работал в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина. Среди его ролей в кино: Александр Невский и Иван Грозный в фильмах С.М. Эйзенштейна, Дон Кихот в фильме Г.М. Козинцева.
Черкасов Николай Константинович (1903-1966) - артист театра и кино, Народный артист СССР, государственный и общественный деятель. С 1933 работал в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина. Среди его ролей в кино: Александр Невский и Иван Грозный в фильмах С.М. Эйзенштейна, Дон Кихот в фильме Г.М. Козинцева.
Кенотаф Марии Шимановской по проекту архитектора Вячеслава Бухаева установлен в 2010 г. Мария Шимановская (1789-1831) - виртуозная польская пианистка и композитор. Мария Шимановская оставила глубокий след в культуре многих стран. Гёте отзывался о ней как о «пленительной богине музыки», а Мицкевич называл «королевой звуков». Умерла от холеры, похоронена на Митрофаниевском кладбище.
Кенотаф Марии Шимановской по проекту архитектора Вячеслава Бухаева установлен в 2010 г. Мария Шимановская (1789-1831) - виртуозная польская пианистка и композитор. Мария Шимановская оставила глубокий след в культуре многих стран. Гёте отзывался о ней как о «пленительной богине музыки», а Мицкевич называл «королевой звуков». Умерла от холеры, похоронена на Митрофаниевском кладбище.
Стравинский Федор Игнатьевич (1843-1902) - певец, солист Мариинского театра. Борец с рутиной на оперной сцене, талантливый рисовальщик, делал грим для своих ролей. Отец композитора И.Ф. Стравинского (1882-1971). Скульпторы: В.А. Беклемишев; Л.В. Позен; литейщик К. Робечели.
Стравинский Федор Игнатьевич (1843-1902) - певец, солист Мариинского театра. Борец с рутиной на оперной сцене, талантливый рисовальщик, делал грим для своих ролей. Отец композитора И.Ф. Стравинского (1882-1971). Скульпторы: В.А. Беклемишев; Л.В. Позен; литейщик К. Робечели.
Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) - поэт, мастер философской лирики, друг А.С. Пушкина. один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX в. Среди его стихотворений - «Не искушай меня без нужды», положенное на музыку М.И. Глинкой. Рядом - Баратынская (урожд. Энгельгардт) Анастасия Львовна (1804-1860), жена поэта.
Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) - поэт, мастер философской лирики, друг А.С. Пушкина. один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX в. Среди его стихотворений - «Не искушай меня без нужды», положенное на музыку М.И. Глинкой. Рядом - Баратынская (урожд. Энгельгардт) Анастасия Львовна (1804-1860), жена поэта.
Петипа Мариус Иванович (1818-1910) - балетмейстер и педагог, представитель французской артистической династии; с 1847 работал в России. Главный балетмейстер петербургской труппы, поставил свыше 60 балетов, среди которых «Спящая красавица» П.И. Чайковского и «Раймонда» А.К. Глазунова.
Петипа Мариус Иванович (1818-1910) - балетмейстер и педагог, представитель французской артистической династии; с 1847 работал в России. Главный балетмейстер петербургской труппы, поставил свыше 60 балетов, среди которых «Спящая красавица» П.И. Чайковского и «Раймонда» А.К. Глазунова.
Каратыгин Василий Андреевич (1802-1853- актер, ведущий трагик Александрийского театра, переводчик, драматург. Первый исполнитель ролей Арбенина в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Здесь же его жена и брат, тоже актёры. Скульптор А.И. Теребенев; мастера: Фр. Перро, С. Л. Анисимов, 1854.
Каратыгин Василий Андреевич (1802-1853- актер, ведущий трагик Александрийского театра, переводчик, драматург. Первый исполнитель ролей Арбенина в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Здесь же его жена и брат, тоже актёры. Скульптор А.И. Теребенев; мастера: Фр. Перро, С. Л. Анисимов, 1854.
Гнедич Николай Иванович (1784-1833) - поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Главный его труд - стихотворный перевод «Илиады» Гомера в размере подлинника. Скульптор А.А. Иванов 1835 г. Рядом с ним Лисенков Иван Тимофеевич (1795-1881) - книгоиздатель и книгопродавец, знакомый А.С. Пушкина.
Гнедич Николай Иванович (1784-1833) - поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Главный его труд - стихотворный перевод «Илиады» Гомера в размере подлинника. Скульптор А.А. Иванов 1835 г. Рядом с ним Лисенков Иван Тимофеевич (1795-1881) - книгоиздатель и книгопродавец, знакомый А.С. Пушкина.
Мне понравились стихи на торце саркофага Лисенкова:
Ръкa временъ въ своемъ теченьи 
Уносить всъ дъла людей 
И топитъ въ пропасти забвенья 
Народы, Царства и Царей.
Мне понравились стихи на торце саркофага Лисенкова: Ръкa временъ въ своемъ теченьи Уносить всъ дъла людей И топитъ въ пропасти забвенья Народы, Царства и Царей.
Третий по времени основания лаврский некрополь был открыт в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Никольское кладбище входит в состав некрополя Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником. С идеологической точки зрения, оно не представляло никакой художественной и исторической ценности, а потому в 1930-1940-х гг. Никольское кладбище хотели ликвидировать. В конце 1970-х гг. захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.
Третий по времени основания лаврский некрополь был открыт в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Никольское кладбище входит в состав некрополя Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником. С идеологической точки зрения, оно не представляло никакой художественной и исторической ценности, а потому в 1930-1940-х гг. Никольское кладбище хотели ликвидировать. В конце 1970-х гг. захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.
Кладбище получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н.И. Русанова. Читала, что церковь начали реставрировать через год, может уже даже закончили.
Кладбище получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н.И. Русанова. Читала, что церковь начали реставрировать через год, может уже даже закончили.
Старовойтова Галина Васильевна (1946-1998) - российский политический и государственный деятель, правозащитник, специалист в области межнациональных отношений.
Старовойтова Галина Васильевна (1946-1998) - российский политический и государственный деятель, правозащитник, специалист в области межнациональных отношений.
Собчак Анатолий Александрович (1937-2000) - российский политический деятель времен "перестройки", первый мэр Санкт-Петербурга.
Собчак Анатолий Александрович (1937-2000) - российский политический деятель времен "перестройки", первый мэр Санкт-Петербурга.
Аксененко Николай Емельянович (1949-2005) - Министр путей сообщения России (1997-2002), вице-премьер России, политический деятель.
Аксененко Николай Емельянович (1949-2005) - Министр путей сообщения России (1997-2002), вице-премьер России, политический деятель.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - историк, географ, доктор исторических и географических наук. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - историк, географ, доктор исторических и географических наук. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
На Никольском кладбище сохранились семейные захоронения XIX века обыкновенных людей, ничем особенным не прославившихся.
На Никольском кладбище сохранились семейные захоронения XIX века обыкновенных людей, ничем особенным не прославившихся.
На Никольском кладбище много склепов, многие уже не поймешь, кому принадлежат.
На Никольском кладбище много склепов, многие уже не поймешь, кому принадлежат.
Казачье кладбище находится внутри каре архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Первые захоронения здесь начались в 1917 году - это были могилы казаков, погибших при разгоне большевистской демонстрации в июле 1917 года. Соответственно кладбище и называлось - Казачье. Потом это стало местом почетных захоронений. Например, здесь похоронен начальник строительства Ленинградского метрополитена И.Г. Зубков, погибший в авиакатастрофе в 1944 году.
Казачье кладбище находится внутри каре архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Первые захоронения здесь начались в 1917 году - это были могилы казаков, погибших при разгоне большевистской демонстрации в июле 1917 года. Соответственно кладбище и называлось - Казачье. Потом это стало местом почетных захоронений. Например, здесь похоронен начальник строительства Ленинградского метрополитена И.Г. Зубков, погибший в авиакатастрофе в 1944 году.
О самой Лавре уже есть хороший альбом со "свежими"  фотографиями. А в тот год шла реставрация, многие здания были затянуты сеткой, в том числе и Свято-Троицкий собор.
О самой Лавре уже есть хороший альбом со "свежими" фотографиями. А в тот год шла реставрация, многие здания были затянуты сеткой, в том числе и Свято-Троицкий собор.
Комментарии к альбому