Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева
была вчера 22:54
Фотоальбом

Юсуповский дворец на Мойке

Санкт-Петербург: полезная информация

В Юсуповском дворце на Мойке я была дважды с разницей в двадцать лет, мне очень нравится этот дворец, где прекрасно сохранились не только изысканные интерьеры, но и мебель, предметы быта и личные вещи владельцев. Кажется, что хозяева покинули его совсем недавно.

Юсуповский дворец — уникальный архитектурный ансамбль XVIII—XX вв., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Род Юсуповых ведет свое начало из ногайской орды. Впервые в России Юсуповы появились при царе Иване Грозном, в конце XVII в. крестились в православие. С тех пор, в течение почти трех веков, вся жизнь князей Юсуповых была неразрывно связана с Россией.

Это была одна из богатейших семей в России, они имели усадьбы не только в Санкт-Петербурге и его окрестностях, но и по всей стране. До наших дней на территории Санкт-Петербурга сохранились четыре особняка, которыми владели представители рода Юсуповых. Самый известный Юсуповский дворец находится по Набережной реки Мойки, 94. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий, здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы.

Посещение Юсуповского дворца возможно только в сопровождении экскурсовода или аудиогида:

  • Экскурсии по парадным залам и жилым покоям на русском языке проводятся ежедневно в начале часа: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00.
  • Экскурсия по экспозиции «Убийство Григория Распутина» проводится ежедневно в 13.45 на русском языке.
  • Самостоятельный осмотр парадных залов и жилых покоев с аудиогидом с 11.00 до 17.00 (аудиогид на русском, английском, французском, немецком, итальянском, финском и испанском языках).
  • Касса открывается в 10.45.

Сооружение дворца было начато по проекту известного архитектора Ж.-Б.Валлен -Деламота в 1760 годы. Здание неоднократно перестраивалось, но его фасад сохранил классическую форму. 5 марта 1830 года за 250 000 рублей дворец купил Борис Николаевич Юсупов. Для Юсуповых дворец перестраивался в 1830–1838 годах по проекту Андрея Алексеевича Михайлова, центральную часть парадного фасада зодчий оставил без изменений.
Сооружение дворца было начато по проекту известного архитектора Ж.-Б.Валлен -Деламота в 1760 годы. Здание неоднократно перестраивалось, но его фасад сохранил классическую форму. 5 марта 1830 года за 250 000 рублей дворец купил Борис Николаевич Юсупов. Для Юсуповых дворец перестраивался в 1830–1838 годах по проекту Андрея Алексеевича Михайлова, центральную часть парадного фасада зодчий оставил без изменений.
Со стороны Мойки по Парадной лестнице можно подняться в парадные залы дворца.
Со стороны Мойки по Парадной лестнице можно подняться в парадные залы дворца.
Интерьеры дворца великолепны, это не удивительно - Юсуповы после императорской семьи считались самыми богатыми в России. Дворец стоит посетить, чтобы увидеть работу мастеров и архитекторов, его украшавших.
Интерьеры дворца великолепны, это не удивительно - Юсуповы после императорской семьи считались самыми богатыми в России. Дворец стоит посетить, чтобы увидеть работу мастеров и архитекторов, его украшавших.
Над Парадной лестницей висит трехъярусная люстра на 130 свечей весом около 1,5 тонн.
Над Парадной лестницей висит трехъярусная люстра на 130 свечей весом около 1,5 тонн.
Лепной потолок Парадной лестницы. С экскурсией особо не успеешь выбрать выгодные ракурсы.
Лепной потолок Парадной лестницы. С экскурсией особо не успеешь выбрать выгодные ракурсы.
Убранство Гобеленовой гостиной создавалось как «обрамление» для трех фламандских шпалер и французского гобелена, подаренных князю Наполеоном I. Подлинные шпалеры были переданы в Эрмитаж, и в настоящее время в подлинных резных обрамлениях XIX века можно увидеть их копии, выполненные на холсте, которые позволяют представить первоначальный облик гостиной.
Убранство Гобеленовой гостиной создавалось как «обрамление» для трех фламандских шпалер и французского гобелена, подаренных князю Наполеоном I. Подлинные шпалеры были переданы в Эрмитаж, и в настоящее время в подлинных резных обрамлениях XIX века можно увидеть их копии, выполненные на холсте, которые позволяют представить первоначальный облик гостиной.
Живописная копия гобелена  "Смерть Мелеагра", XVII век, Фландрия.
Живописная копия гобелена "Смерть Мелеагра", XVII век, Фландрия.
Отделка Гобеленовой гостиной выполнена в 1840-х годах, архитектор Б.Симон. Стиль эклектика с использованием элементов французского ренессанса.
Отделка Гобеленовой гостиной выполнена в 1840-х годах, архитектор Б.Симон. Стиль эклектика с использованием элементов французского ренессанса.
Люстра Гобеленовой гостиной - золоченая бронза с деталями севрского фарфора. Вторая половина XIX века, Франция.
Люстра Гобеленовой гостиной - золоченая бронза с деталями севрского фарфора. Вторая половина XIX века, Франция.
Гобеленовая гостиная. Камин: мрамор, бронза, золоченая бронза. Середина XIX в., Франция.
Часы каминные: золоченая бронза, детали севрского фарфора. Вторая половина XIX в., Франция.
Гобеленовая гостиная. Камин: мрамор, бронза, золоченая бронза. Середина XIX в., Франция. Часы каминные: золоченая бронза, детали севрского фарфора. Вторая половина XIX в., Франция.
Дубовая столовая название получила по преобладанию в ее отделке массива дуба - дубовые потолок, пол, люстра и пилястры. В декоративной отделке использованы геральдические мотивы. Привезенный из Венеции специально для этой столовой обеденный стол, тоже изготовлен из дуба. Примечательны ножки стола: они сделаны в виде крылатых львов - символа Венеции.
Дубовая столовая название получила по преобладанию в ее отделке массива дуба - дубовые потолок, пол, люстра и пилястры. В декоративной отделке использованы геральдические мотивы. Привезенный из Венеции специально для этой столовой обеденный стол, тоже изготовлен из дуба. Примечательны ножки стола: они сделаны в виде крылатых львов - символа Венеции.
Отделка столовой 1890-х годов, архитектор Л. Степанов. Вся мебель, кроме стола, работы русских мастеров XIX века. Горка: орех, вторая половина XIX в., Россия.
Отделка столовой 1890-х годов, архитектор Л. Степанов. Вся мебель, кроме стола, работы русских мастеров XIX века. Горка: орех, вторая половина XIX в., Россия.
Люстра: дуб, резьба, конец XIX в., Россия.
Люстра: дуб, резьба, конец XIX в., Россия.
Парадная спальная комната княгини. Штофная ткань стен восстановлена с соблюдением старинных технологий. Мебель середины XIX века работы русских мастеров.
Парадная спальная комната княгини. Штофная ткань стен восстановлена с соблюдением старинных технологий. Мебель середины XIX века работы русских мастеров.
Камин: мраморный оникс, конец XIX века, Россия.
Камин: мраморный оникс, конец XIX века, Россия.
Скульптура XIX века "Девочка на подушке": мрамор, конец XIX века, Россия.
Скульптура XIX века "Девочка на подушке": мрамор, конец XIX века, Россия.
Ротонда - обязательный интерьер парадной анфилады. Композиция Ротонды навеяна архитектурой круглых античных храмов, но у ротонды Юсуповского дворца есть своя загадка. Видимость окружности создает кольцо из восьми колонн светло-голубого искусственного мрамора, вписанное в прямоугольный в плане зал. Это потолок Большой ротонды, где находился Парадный кабинет. Роспись плафона художника А.Травина выполнена в 1830-е годы.
Ротонда - обязательный интерьер парадной анфилады. Композиция Ротонды навеяна архитектурой круглых античных храмов, но у ротонды Юсуповского дворца есть своя загадка. Видимость окружности создает кольцо из восьми колонн светло-голубого искусственного мрамора, вписанное в прямоугольный в плане зал. Это потолок Большой ротонды, где находился Парадный кабинет. Роспись плафона художника А.Травина выполнена в 1830-е годы.
На комоде - скульптурная группа "Нептун и Фетида".
Германия, Мейсен, вторая половина XIX века. Повторение модели Кендлера, выполненной в 1773 году.
На комоде - скульптурная группа "Нептун и Фетида". Германия, Мейсен, вторая половина XIX века. Повторение модели Кендлера, выполненной в 1773 году.
А это пара к ней - "Триумф Амфитриты".
А это пара к ней - "Триумф Амфитриты".
Большой гербовый торшер из бронзы с золочением. Мастерская П.Геде, 1830-е годы, Санкт-Петербург.
Большой гербовый торшер из бронзы с золочением. Мастерская П.Геде, 1830-е годы, Санкт-Петербург.
Это один из самых изысканных интерьеров Юсуповского дворца - Синяя гостиная. Отделка 1830-х годов архитектора А.А.Михайлова. Портрет неизвестной. Художник В.К. Штембер, 1914 г.
Это один из самых изысканных интерьеров Юсуповского дворца - Синяя гостиная. Отделка 1830-х годов архитектора А.А.Михайлова. Портрет неизвестной. Художник В.К. Штембер, 1914 г.
Плафон выполнили итальянские художники Б.Медичи и П.Скотти, 1830-е годы. Оформленную в синих тонах гостиную дополняет люстра, украшенная синим кобальтовым стеклом. Говорят, что только русские мастера так умело использовали цветное стекло.
Плафон выполнили итальянские художники Б.Медичи и П.Скотти, 1830-е годы. Оформленную в синих тонах гостиную дополняет люстра, украшенная синим кобальтовым стеклом. Говорят, что только русские мастера так умело использовали цветное стекло.
Изящной графике плафона соответствует геометрический узор наборного паркета из ценных пород тропического дерева. Гарнитур из 16 предметов в стиле Людовика XVI, работа русских мастеров, 1840-е годы. Стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору (Севрская мануфактура, Франция, середина XIX в.).
Изящной графике плафона соответствует геометрический узор наборного паркета из ценных пород тропического дерева. Гарнитур из 16 предметов в стиле Людовика XVI, работа русских мастеров, 1840-е годы. Стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору (Севрская мануфактура, Франция, середина XIX в.).
Красная гостиная, ее еще называли Золотой или Императорской. Роспись плафона гостиной выполнена итальянскими художниками Б.Медичи и П.Скотти на сюжеты поэмы Гомера "Илиада".
Красная гостиная, ее еще называли Золотой или Императорской. Роспись плафона гостиной выполнена итальянскими художниками Б.Медичи и П.Скотти на сюжеты поэмы Гомера "Илиада".
Здесь всегда висел портрет царствующего императора, а сейчас - портрет первой хозяйки дворца княгини З.И.Юсуповой. Специально для Красной гостиной в 1840 году российскими мастерами был выполнен гарнитур резной золоченой мебели.
Здесь всегда висел портрет царствующего императора, а сейчас - портрет первой хозяйки дворца княгини З.И.Юсуповой. Специально для Красной гостиной в 1840 году российскими мастерами был выполнен гарнитур резной золоченой мебели.
В интерьере Зеленой гостиной преобладают бледно-зеленые тона. Мебель: (предметы различных гарнитуров) карельская береза, нач. XX в., Россия.
В интерьере Зеленой гостиной преобладают бледно-зеленые тона. Мебель: (предметы различных гарнитуров) карельская береза, нач. XX в., Россия.
Самое яркое пятно Зеленой гостиной - камин из уральского малахита, выполненный в технике русской мозаики. Вазы парадные (на камине): фарфор, роспись, середина XIX в., Западная Европа
Самое яркое пятно Зеленой гостиной - камин из уральского малахита, выполненный в технике русской мозаики. Вазы парадные (на камине): фарфор, роспись, середина XIX в., Западная Европа
Белоколонный (Банкетный) зал - один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей. В этом зале проходили приемы, накрывали столы, устраивались концерты и благотворительные базары.
Белоколонный (Банкетный) зал - один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей. В этом зале проходили приемы, накрывали столы, устраивались концерты и благотворительные базары.
По периметру зала - колоннада из 24-х колонн белого искусственного мрамора. Зал перекрыт декоративным коробовым сводом. Во время больших балов здесь танцевали гости, а на высоких хорах-балконах по сторонам зала когда-то помещался княжеский оркестр. Живопись плафона - художник  Ф. Торичелли, 1830-е годы.
По периметру зала - колоннада из 24-х колонн белого искусственного мрамора. Зал перекрыт декоративным коробовым сводом. Во время больших балов здесь танцевали гости, а на высоких хорах-балконах по сторонам зала когда-то помещался княжеский оркестр. Живопись плафона - художник Ф. Торичелли, 1830-е годы.
Люстры: папье-маше, золочение, гипс (фигурки Ники),
первая половина XIX в., фабрика А.Зеинлейна, Москва.
Люстры: папье-маше, золочение, гипс (фигурки Ники), первая половина XIX в., фабрика А.Зеинлейна, Москва.
Танцевальный зал. На балах Юсуповых танцевал весь великосветский Петербург.
Танцевальный зал. На балах Юсуповых танцевал весь великосветский Петербург.
 Жемчужно-серые стены, размещенные по периметру светильники, танцующие нимфы в росписи плафона, огромные зеркала, огражденные хрустальными балясинами, создают здесь особую праздничную атмосферу великосветских балов.
Жемчужно-серые стены, размещенные по периметру светильники, танцующие нимфы в росписи плафона, огромные зеркала, огражденные хрустальными балясинами, создают здесь особую праздничную атмосферу великосветских балов.
Николаевский зал - первый из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых. При Юсуповых в этом зале в шкафах-витринах находилась коллекция всевозможных редкостей (автографы знаменитых современников, флаконы для духов, трости и т.п.). Отсюда второе название зала - зал редкостей.
Николаевский зал - первый из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых. При Юсуповых в этом зале в шкафах-витринах находилась коллекция всевозможных редкостей (автографы знаменитых современников, флаконы для духов, трости и т.п.). Отсюда второе название зала - зал редкостей.
Копия бюста Н.Б. Юсупова, выполненная неизвестным мастером с работы скульптора И. Витали, установлена в портике с колоннами.
Копия бюста Н.Б. Юсупова, выполненная неизвестным мастером с работы скульптора И. Витали, установлена в портике с колоннами.
Этот зал называется Прециоза от итальянского - «драгоценный». При Юсуповых в этом зале размещалась часть собрания картин, в котором было коло 1200 полотен, произведения Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и др. Сейчас здесь выставлены полотна русских мастеров конца XIX - начала XX века.
Этот зал называется Прециоза от итальянского - «драгоценный». При Юсуповых в этом зале размещалась часть собрания картин, в котором было коло 1200 полотен, произведения Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и др. Сейчас здесь выставлены полотна русских мастеров конца XIX - начала XX века.
В  отделке зала минимум украшений, свет подается через два симметричных световых фонаря.
В отделке зала минимум украшений, свет подается через два симметричных световых фонаря.
Камин из белого мрамора середины XIX века работы русских мастеров, перед ним каминный экран второй половины XIX века.
Камин из белого мрамора середины XIX века работы русских мастеров, перед ним каминный экран второй половины XIX века.
Античный зал единственный из пяти залов Картинной галереи сохранил почти без изменений отделку 1830-х годов, архитектор А.А. Михайлов.
Античный зал единственный из пяти залов Картинной галереи сохранил почти без изменений отделку 1830-х годов, архитектор А.А. Михайлов.
Название зала связано с тем, что при Юсуповых в этом зале находились античные скульптуры, которые после революции были переданы в Эрмитаж.
Название зала связано с тем, что при Юсуповых в этом зале находились античные скульптуры, которые после революции были переданы в Эрмитаж.
В зале сейчас стоят копии этих скульптур. Вот это "Венера Каллипига", в вдали - "Боргезские борцы".
В зале сейчас стоят копии этих скульптур. Вот это "Венера Каллипига", в вдали - "Боргезские борцы".
"Зима или Озябшая".
"Зима или Озябшая".
Малая ротонда или историческое название - Ротонда Кановы, так как при Юсуповых здесь находились две работы скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» и «Амур, опирающийся на лук». Сейчас здесь стоит скульптура «Ангел печали» - гипсовая модель мраморного надгробного памятника Татьяны Николаевны Юсуповой, умершей в возрасте 22 лет, и похороненной в Архангельском - подмосковном имении Юсуповых.
Малая ротонда или историческое название - Ротонда Кановы, так как при Юсуповых здесь находились две работы скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» и «Амур, опирающийся на лук». Сейчас здесь стоит скульптура «Ангел печали» - гипсовая модель мраморного надгробного памятника Татьяны Николаевны Юсуповой, умершей в возрасте 22 лет, и похороненной в Архангельском - подмосковном имении Юсуповых.
Необыкновенно красивый потолок!
Необыкновенно красивый потолок!
Жемчужина дворца - домашний театр, один из последних по времени дворцовых театров Петербурга. На сцене этого театра шли оперы, пел Ф. И. Шаляпин.
Жемчужина дворца - домашний театр, один из последних по времени дворцовых театров Петербурга. На сцене этого театра шли оперы, пел Ф. И. Шаляпин.
Живописные плафоны, выполненные в 1899 г. художником Э.Липгартом по замыслу архитектора А. А. Степанова.
Живописные плафоны, выполненные в 1899 г. художником Э.Липгартом по замыслу архитектора А. А. Степанова.
Это княжеская ложа театра. Убранство театра выполнено в стиле рококо в 19 веке.
Это княжеская ложа театра. Убранство театра выполнено в стиле рококо в 19 веке.
 Сначала зал был украшен позолоченной лепниной по проекту архитектора И.А.Монигетти, а спустя некоторое время переоформлен архитектором А.А.Степановым.
Сначала зал был украшен позолоченной лепниной по проекту архитектора И.А.Монигетти, а спустя некоторое время переоформлен архитектором А.А.Степановым.
В 1863 году архитектор Степанов установил мраморную лестницу ведущую в партер домашнего театра. Эту лестницу приобрёл во время путешествия по Европе Н.Б. Юсупов. Сохранилась история о том, что Николай Борисович увидел её в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Так и было сделано, лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.
В 1863 году архитектор Степанов установил мраморную лестницу ведущую в партер домашнего театра. Эту лестницу приобрёл во время путешествия по Европе Н.Б. Юсупов. Сохранилась история о том, что Николай Борисович увидел её в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Так и было сделано, лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.
Зал Антонио Виги. Название зала связано с именем автора плафона, итальянского художника Антонио Виги.
Зал Антонио Виги. Название зала связано с именем автора плафона, итальянского художника Антонио Виги.
"Сопричисление Геркулеса к богам", работа А.Виги (конец XVIII- начало XIX века). Этот плафон был написан для Овального зала Михайловского замка. После убийства императора Павла замок перестали использовать в качестве царской резиденции, а поэтому убранство интерьеров распродавалось. Юсуповы купили плафон через казну.
"Сопричисление Геркулеса к богам", работа А.Виги (конец XVIII- начало XIX века). Этот плафон был написан для Овального зала Михайловского замка. После убийства императора Павла замок перестали использовать в качестве царской резиденции, а поэтому убранство интерьеров распродавалось. Юсуповы купили плафон через казну.
На стене зала - портрет З.Н.Юсуповой. Это копия с портрета работы художника К.Маковского, находящегося в Москве в Историческом музее. Княгиня изображена в русском платье не случайно. На протяжении всего XIX века русские костюмы были в большой моде у аристократов.
На стене зала - портрет З.Н.Юсуповой. Это копия с портрета работы художника К.Маковского, находящегося в Москве в Историческом музее. Княгиня изображена в русском платье не случайно. На протяжении всего XIX века русские костюмы были в большой моде у аристократов.
Музыкальная гостиная. Живопись плафона: Художник О. Руйи, середина XIX в.
Люстра: Бронза золоченая, хрусталь, середина XIX в., с деталями XVIII в., Россия.
Музыкальная гостиная. Живопись плафона: Художник О. Руйи, середина XIX в. Люстра: Бронза золоченая, хрусталь, середина XIX в., с деталями XVIII в., Россия.
Музыкальная гостиная до сих пор используется как музыкальный салон для проведения вечеров, во время которых демонстрируется звучание старинного инструмента из юсуповской коллекции - механического шкафа-органа (Первая половина XIX в., фирма «Томас Гесс», Австрия). Инструмент имеет девять валиков с записями музыки итальянских и французских композиторов, из которых два (с мелодиями Россини и Обера) отреставрированы и звучат на концертах.
Музыкальная гостиная до сих пор используется как музыкальный салон для проведения вечеров, во время которых демонстрируется звучание старинного инструмента из юсуповской коллекции - механического шкафа-органа (Первая половина XIX в., фирма «Томас Гесс», Австрия). Инструмент имеет девять валиков с записями музыки итальянских и французских композиторов, из которых два (с мелодиями Россини и Обера) отреставрированы и звучат на концертах.
Гостиная Генриха II называется так, потому что в отделке использованы элементы Ренессанса, характерные для периода царствования короля Генриха II. Отделка выполнена в 1858-1860-х годах архитектором И.Монигетти. Деревянные панели в нижней части стен, резные двери, карнизы, оконные проемы и гарнитур мягкой мебели, принадлежавший Юсуповым, выполнены из массива груши.
Гостиная Генриха II называется так, потому что в отделке использованы элементы Ренессанса, характерные для периода царствования короля Генриха II. Отделка выполнена в 1858-1860-х годах архитектором И.Монигетти. Деревянные панели в нижней части стен, резные двери, карнизы, оконные проемы и гарнитур мягкой мебели, принадлежавший Юсуповым, выполнены из массива груши.
Камин из красно-белого мрамора, агата, оникса и золоченой бронзы середины XIX века.  Навершие над камином выполнено из картон-пьера (папье-маше), и является копией навершия камина из замка де Вилеруа, находящегося в Лувре.
Камин из красно-белого мрамора, агата, оникса и золоченой бронзы середины XIX века. Навершие над камином выполнено из картон-пьера (папье-маше), и является копией навершия камина из замка де Вилеруа, находящегося в Лувре.
Обивка мебельного гарнитура - единственная во дворце подлинная, ручной работы шерстяная ткань середины XIX века.
Обивка мебельного гарнитура - единственная во дворце подлинная, ручной работы шерстяная ткань середины XIX века.
Прекрасно  сохранившиеся  залы Юсуповского дворца, сегодня  не только дают возможность представить картину жизни богатого вельможи и его семьи последней трети XVIII-XIX веков, но и раскрывают вкусы и пристрастия, царившие тогда  в русском обществе .
Прекрасно сохранившиеся залы Юсуповского дворца, сегодня не только дают возможность представить картину жизни богатого вельможи и его семьи последней трети XVIII-XIX веков, но и раскрывают вкусы и пристрастия, царившие тогда в русском обществе .
Кабинет князя Юсупова служил рабочим кабинетом и одновременно библиотекой. Книжное собрание князей Юсуповых считалось одним из лучших в России. В их библиотеке была, например, огромной ценности первопечатная Библия на пергаменте, изданная в 1462 г. После революции книжное собрание было расформировано по различным библиотекам.  В этом кабинете находится потайная дверь, за которой в 1925 году были обнаружены 27 писем А.С.Пушкина.
Кабинет князя Юсупова служил рабочим кабинетом и одновременно библиотекой. Книжное собрание князей Юсуповых считалось одним из лучших в России. В их библиотеке была, например, огромной ценности первопечатная Библия на пергаменте, изданная в 1462 г. После революции книжное собрание было расформировано по различным библиотекам. В этом кабинете находится потайная дверь, за которой в 1925 году были обнаружены 27 писем А.С.Пушкина.
Турецкий кабинет (биллиардная), как и Мавританская гостиная, создаются во дворце как дань увлечению Востоком. Отделка 1858-1860-х годы, архитектор И. Монигетти. За счет того, что в центральной нише в стене встроены, так называемые, «голосники» - полые глиняные сосуды, в гостиной великолепная акустика. Биллиардный стол: красное дерево, конец XIX в., Россия.
Турецкий кабинет (биллиардная), как и Мавританская гостиная, создаются во дворце как дань увлечению Востоком. Отделка 1858-1860-х годы, архитектор И. Монигетти. За счет того, что в центральной нише в стене встроены, так называемые, «голосники» - полые глиняные сосуды, в гостиной великолепная акустика. Биллиардный стол: красное дерево, конец XIX в., Россия.
 Сохранились прекрасные витражи русской работы конца XIX в., по эскизам А. Степанова, Россия (Санкт- Петербург).
Сохранились прекрасные витражи русской работы конца XIX в., по эскизам А. Степанова, Россия (Санкт- Петербург).
Мавританская гостиная. При Юсуповых здесь посредине бил фонтан, вокруг которого стояли растения. Вдоль стен располагались диваны, обтянутые персидским штофом. В небольших фигурных нишах стояли сосуды для благовоний. Скульптуры «Мавр» и «Мавританка»: мрамор, середина XIX в., Западная Европа.
Мавританская гостиная. При Юсуповых здесь посредине бил фонтан, вокруг которого стояли растения. Вдоль стен располагались диваны, обтянутые персидским штофом. В небольших фигурных нишах стояли сосуды для благовоний. Скульптуры «Мавр» и «Мавританка»: мрамор, середина XIX в., Западная Европа.
Строки из Корана, золотом выведенные на стенах, и мраморные скульптуры создавали в гостиной мавританский колорит, напоминающий о знаменитом дворце Альгамбра в Испании.
Строки из Корана, золотом выведенные на стенах, и мраморные скульптуры создавали в гостиной мавританский колорит, напоминающий о знаменитом дворце Альгамбра в Испании.
Гардеробная спроектирована И.А.Монигетти, перестроена А.А.Степановым. Слева - встроенный подлинный дубовый шкаф, за дверью которого находится большая мраморная ванна.
Гардеробная спроектирована И.А.Монигетти, перестроена А.А.Степановым. Слева - встроенный подлинный дубовый шкаф, за дверью которого находится большая мраморная ванна.
Это портрет ее отца - князя Николая Борисовича Юсупова-младшего. Он - последний представитель по мужской линии старинного дворянского рода князей Юсуповых.
Это портрет ее отца - князя Николая Борисовича Юсупова-младшего. Он - последний представитель по мужской линии старинного дворянского рода князей Юсуповых.
Это портрет единственной наследницы - красавицы и богатейшей невесты России Зинаиды Николаевны княжна Юсуповой. Она вышла замуж за праправнука М.И.Кутузова и внука прусского короля русского графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстон, генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. И император Александр III, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстон именоваться князем Юсуповым. Это мать князя Феликса Юсупова, убийцы Распутина.
Это портрет единственной наследницы - красавицы и богатейшей невесты России Зинаиды Николаевны княжна Юсуповой. Она вышла замуж за праправнука М.И.Кутузова и внука прусского короля русского графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстон, генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. И император Александр III, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстон именоваться князем Юсуповым. Это мать князя Феликса Юсупова, убийцы Распутина.
В Буфетной, где стены обтянуты тисненой кожей, сейчас располагается сувенирный магазин.
В Буфетной, где стены обтянуты тисненой кожей, сейчас располагается сувенирный магазин.
Дворец вошел в отечественную историю как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. В ночь на 17 декабря 1916 года во дворце в результате заговора потомственных дворян был убит Григорий Распутин.
Дворец вошел в отечественную историю как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. В ночь на 17 декабря 1916 года во дворце в результате заговора потомственных дворян был убит Григорий Распутин.
Трагедия разыгралась на половине молодого князя Феликса Юсупова.
Трагедия разыгралась на половине молодого князя Феликса Юсупова.
 Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция на тему убийства Распутина и раз в день проводится тематическая экскурсия.
Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция на тему убийства Распутина и раз в день проводится тематическая экскурсия.
Я рекомендую осматривать дворец с аудиогидом, хоть это и стоит чуть дороже. Вы сможете свободно гулять по дворцу сколько пожелаете, осматривать интерьеры сколько хотите, а не бегать за группой, как это делала я. Но я специально приходила на экскурсию, включающую экспозицию "Убийство Григория Распутина".
Я рекомендую осматривать дворец с аудиогидом, хоть это и стоит чуть дороже. Вы сможете свободно гулять по дворцу сколько пожелаете, осматривать интерьеры сколько хотите, а не бегать за группой, как это делала я. Но я специально приходила на экскурсию, включающую экспозицию "Убийство Григория Распутина".
Комментарии к альбому