Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте
.
Фотоальбом

Русский импрессионист в Париже

E-M10 Mark III
35 59

В Екатеринбургском музее ИЗО до 17 ноября 2024 года проходит выставка Константина Кузнецова (1863–1936) «Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже». Хочу показать его работы тем, кто не имеет возможности посетить эту выставку.

Константин Павлович Кузнецов — один из немногих русских художников, прочно интегрировавшихся в зарубежную художественную среду. Он уехал из России в 1897 году, жил и работал в Париже. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями Василия Кандинского, Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Ларионова, Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара.

Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье, которая видела сына продолжателем бизнеса, но юноша всерьез увлекся живописью. В тридцать три года поступил в Париже в художественную студию Фернана Кормона, учителя Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван-Гога, Эмиля Бернара, Виктора Борисова-Мусатова. Его высоко ценили не только русские и французские критики, но и коллеги-художники, ставившие имя мастера рядом с Ренуаром и Тулуз-Лотреком, называвшие его «Достоевским в живописи» и мечтавшие иметь у себя его картины.

За тридцать лет своей творческой деятельности Кузнецов прошел долгий путь к созданию собственного стиля. По словам исследователей, он сумел уловить суть французского импрессионизма и воспринять его артистизм, оставаясь при этом русским художником.

Сегодня произведения Константина Кузнецова представлены в музеях мирового уровня: Музее Орсе и Музее Карнавале в Париже, Музее изящных искусств Понт-Авена, Музее Эжена Будена в Онфлёре, Музее изящных искусств Кемпера, Художественном музее Гааги, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. В 2021 и 2022 годах первые монографические выставки мастера прошли в Государственной Третьяковской галерее и Нижегородском государственном художественном музее.

До наших дней работы Константина Кузнецова дошли почти нетронутыми: при жизни он отклонял сотрудничество с продавцами картин и, по воспоминаниям дочери, отказался заключить контракт с прославленным галеристом Амбруазом Волларом. Это обстоятельство способствовало сохранению произведений в виде единой коллекции. Более ста лет наследие Кузнецова хранилось в его мастерской на рю Буассонад и бережно передавалось из поколения в поколение потомками художника.

Информация для альбома взята из материалов Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Автопортрет, 1897
Автопортрет, 1897
Свой автопортрет Кузнецов написал в парижской квартире на бульваре Клиши. Он изображает себя с кистью - атрибутом новой профессии, тем самым обозначая новую ступень в своей жизни.
Лес, около 1897-1900
Лес, около 1897-1900
Освещение зала устроено таким образом, что светом выделено полотно, а рамка остается в темноте.
"Бретонские рыбаки" Эскиз к картине "Рыбаки в Конкарно", 1900-1902
В 1900 году Кузнецов совершает поездку в Конкарно - южную часть Бретани. Этот городок вдохновил художника своей неповторимой южной атмосферой. Он напоминал Кузнецову Нижний Новгород, набережные которого также были наполнены бесконечной суетой. Художник наблюдал типы, хорошо знакомые ему с детства: бегающие по пристаням мальчишки, отдыхающие или занятые делом рыбаки.
Портрет юноши в красной рубахе, 1897
Портрет юноши в красной рубахе, 1897
Лес, около 1897-1900
Лес, около 1897-1900
Бретонский рыбак. Этюд, 1900
Бретонский рыбак. Этюд, 1900
В своих многочисленных бретонских этюдах он запечатлел уникальные характеры этих персонажей, их выразительные лица, особые бретонские одежды и головные уборы.
Бретонский рыбак. Чудак в сабо, 1900
Бретонский рыбак. Чудак в сабо, 1900
В Бретани внимание мастера впервые сосредотачивается на солнечном свете, небе и воде. Удивительный колорит этих мест помог Кузнецову изгнать из палитры темные тона и приступить к формированию новой, пронизанной светом живопис.
Окрестности Парижа. Сель-Сен-Клу, 1905
Окрестности Парижа. Сель-Сен-Клу, 1905
Картина написана в Сель-Сен-Клу - коммуне в центральном регионе Франции, расположенной к западу от Парижа, где работали импрессионисты. Французские художники выезжали в пригороды и работали там на пленэре. Одно из открытий импрессионистов состояло в том, что тени не являются ни черными, ни серыми, а цветными. этот принцип можно видеть и в данной картине, где тени прорисованы оттенками зеленого, желтого, коричневого.
Городок на берегу Сены. Этюд, начало 1900-х
Городок на берегу Сены. Этюд, начало 1900-х
Мыс и форт Ла Латт, 1908
Мыс и форт Ла Латт, 1908
Виллы в Валь-Андре. Бретань, начало 1910-х
Виллы в Валь-Андре. Бретань, начало 1910-х
Каждый летний сезон Кузнецов проводил в Валь-Андре, а с началом первой мировой войны семья жила здесь в течение почти целого года. Ландшафт этого региона подкупил художника своей живописностью: небольшие городки заполняли широкие долины, заключенные между пологими холмами.
Остров Верделе. Бретань, 1911
Остров Верделе. Бретань, 1911
В окрестностях Сен-Люнера, 1906-1907
В окрестностях Сен-Люнера, 1906-1907
Стога в Нормандии, 1910
Стога в Нормандии, 1910
Сосны и яблони в Керфани, около 1921
Сосны и яблони в Керфани, около 1921
Море. Утес, 1910-е
Море. Утес, 1910-е
Одним из "мест силы" для Константина Кузнецова стала Этрета - идиллический город в Нормандии, регионе на северо-западе Франции. Он знаменит прибрежными скалами из белого известняка.
Скалы в Этрета. Нормандия, 1910
Скалы в Этрета. Нормандия, 1910
Скалы уходят далеко в воду, как гигантские волнорезы, а их снование омывает вода, которая вырезала в каменных глыбах живописные арки. В Этрета приезжали многие художники: Гюстав Курбе и Клод Моне, Василий Поленов и Алексей Боголюбов. Кузнецов и его супруга впервые посетили Нормандию в 1910 году и провели здесь все лето с тремя детьми - Еленой, Ольгой и Александром.
В саду, около 1902-1905
В саду, около 1902-1905
Семья в творчестве Константина Кузнецова сыграла немаловажную роль. В январе 1900 года он обвенчался с Александрой Алексеевной Самодуровой. Молодые люди познакомились еще в середине 1890-х годов.
Портрет Александры Кузнецовой с дочерью, 1903
Портрет Александры Кузнецовой с дочерью, 1903
Александра происходила из состоятельной и знатной семьи московского мещанина Алексея Ивановича Самодурова. Девушка была прекрасно образована, брала уроки живописи в Академии Рудольфо Жюлиана в Париже. Влюбленные заключи ли брак в Берлине в Князь-Владимирской посольской церкви.
Портрет детей художника в порту Созон, 1923
Портрет детей художника в порту Созон, 1923
Хотя призванием художника был пейзажный жанр, он с упоением пишет трогательные моменты семейной жизни: прогулки, беседы, отдых с книгой в тени деревьев. Особенно часто Кузнецов изображает домашних в белых одеждах - этот цвет помогает ему подчеркнуть юность и свежесть моделей, живописно контрастирует и с теплым тоном нежной кожи, и с окружающей яркой зеленью.
Автопортрет с сыновьями Михаилом и Александром, Начало 1920-х
Автопортрет с сыновьями Михаилом и Александром, Начало 1920-х
Художник запечатлевает облик родных не только кистью, но и фотоаппаратом. На выставке можно видеть уникальные оцифрованные копии фотоснимков из семейного архива художника.
Автопортрет художника с женой, 1903
Автопортрет художника с женой, 1903
Крыши домов. Бретань, Около 1916-1918
Крыши домов. Бретань, Около 1916-1918
Бретань. Тополя, 1919
Бретань. Тополя, 1919
Вид на Пленёф, 1915
Вид на Пленёф, 1915
Вид на Пленёф с деревьями и стогом сена, 1911-1918
Вид на Пленёф с деревьями и стогом сена, 1911-1918
Река Белон. Бретань, 1921
Река Белон. Бретань, 1921
Дорога в Виль-Пишар, Около 1916
Дорога в Виль-Пишар, Около 1916
В окрестностях реки Белон, 1921
В окрестностях реки Белон, 1921
Мифологическая сцена, Середина - вторая половина 1920-х
Мифологическая сцена, Середина - вторая половина 1920-х
Девушки в лесу, 1912
Девушки в лесу, 1912
Обнаженные у воды, Середина 1920-х
Обнаженные у воды, Середина 1920-х
Мифологическая сцена, Середина - вторая половина 1920-х
Мифологическая сцена, Середина - вторая половина 1920-х
На пленэре. Авторское повторение композиции 1903 года, Около 1926
На пленэре. Авторское повторение композиции 1903 года, Около 1926
Самсон и Далила, середина - вторая половина 1920-х
Самсон и Далила, середина - вторая половина 1920-х
Лот с дочерьми,  середина - вторая половина 1920-х
Лот с дочерьми, середина - вторая половина 1920-х
На берегу воды, 1908
На берегу воды, 1908
Скалы в Бель-Иль, 1913
Скалы в Бель-Иль, 1913
В 1913 году Константин Кузнецов отправился на остров Бель-Иль, расположенный в Бискайском заливе у побережья Бретани. Остров стал точкой притяжения для многих французским импрессионистов. В 1886 году Клод Моне провел на острове более двух месяцев и создал несколько десятков полотен.
Грот Апотекири в закатном освещении, 1923
Грот Апотекири в закатном освещении, 1923
Мыс Пулен, 1923
Мыс Пулен, 1923
Побережье в Бретани, 1926-1927
Побережье в Бретани, 1926-1927
Вид на Пленёф в сумрачную погоду, 1926-1927
Вид на Пленёф в сумрачную погоду, 1926-1927
Остров Верделе в сумрачную погоду, 1926-1927
Остров Верделе в сумрачную погоду, 1926-1927
Долина Гранд Даль в Нормандии. Осень, 1924
Долина Гранд Даль в Нормандии. Осень, 1924
Долина Гранд Даль в Нормандии. Весна, 1924
Долина Гранд Даль в Нормандии. Весна, 1924
Долина Гранд Даль в Нормандии. Лето, 1924
Долина Гранд Даль в Нормандии. Лето, 1924
Трехстворчатая ширма с композициями на сюжет оперы Клода Дебюсси по пьесе Мориса Метерлинка
Трехстворчатая ширма с композициями на сюжет оперы Клода Дебюсси по пьесе Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизандра", Вторая половина 1920-х
Площадь Согласия в розовом свете, Начало 1920-х
Площадь Согласия в розовом свете, Начало 1920-х
В размеренную жизнь Константина Кузнецова драматические изменения внесла Первая мировая война и падение монархии в России. Финансовое положение его семьи стало более шатким: в 1914 году художник пожертвовал почти все свое состояние на нужды российской армии, а в годы революции "Торговый дом семьи Кузнецовых" конфисковали, живописцу пришлось сократить расходы для поездок на пленэр. Теперь основным мотивом его творчества стал Париж.
Мост Искусств, 1921
Мост Искусств, 1921
К изображению Парижа Кузнецов приступил в 1921 году, спустя почти три десятилетия после того, как увидел его впервые.
Порт Созон в время дождя, 1923
Порт Созон в время дождя, 1923
Кузнецов нашел свой индивидуальный угол зрения на Париж. Город на его картинах кажется вневременным.
Мост Каррузель, 1920-е
Мост Каррузель, 1920-е
С первого взгляда даже трудно сказать, из какого века смотрит на него художник. Героями своих полотен Кузнецов избирает не человека и живую природу, а "лицо" Парижа: его соборы и мосты.
Мост Руаяль, Начало 1920-х
Мост Руаяль, Начало 1920-х
Мост Руаяль - "королевский мост". Это название дал ему Людовик XIV, профинансировавший строительство.
Берега Сены. Набережная у моста Сен-Мишель, Вторая половина 1920-х - начало 1930-х
Берега Сены. Набережная у моста Сен-Мишель, Вторая половина 1920-х - начало 1930-х
Мост Искусств. Баржи, 1920-е - 1930-е
Мост Искусств. Баржи, 1920-е - 1930-е
Повозка с лошадью и баржи на берегу Сены, 1920-1930-е
Повозка с лошадью и баржи на берегу Сены, 1920-1930-е
Нотр-Дам. Облака, Конец 1920-х
Нотр-Дам. Облака, Конец 1920-х
Творчество Константина Кузнецова 1920-х годов отмечено интересом к едва уловимым эффектам парижской атмосферы. Новая цветовая гамма - это особый серый тон, который автор варьирует в градациях от жемчужно-серого до почти черного.
Нотр-Дам в эффекте контражура (в розовом свете), Конец 1920-х
Нотр-Дам в эффекте контражура (в розовом свете), Конец 1920-х
Мастер предпочитает вечерние или утренние часы, когда рассеянный свет мягко обволакивает предметы.
Нотр-Дам и рыбаки на набережной Турнель, Вторая половина 1920-х - начало 1930-х
Нотр-Дам и рыбаки на набережной Турнель, Вторая половина 1920-х - начало 1930-х
Пейзажи написаны в новой для художника технике: он отказывается от белого грунта и использует тонкий холст, на котором пишет сильно разбавленной масляной краской.
Сена. Трокадеро, Вторая половина 1920-х
Сена. Трокадеро, Вторая половина 1920-х
Возможно, Кузнецов разбавляет краску таким образом из экономии или просто экспериментирует с живописной техникой. Таким образом он достигает лёгкого акварельного эффекта, при котором размытость красок точно передает туманную атмосферу над рекой.
Бретонский пейзаж. Сен-Люнер, 1926-1927
Бретонский пейзаж. Сен-Люнер, 1926-1927
Игра света над вокзалом Аустерлиц в Париже, Конец 1920-х
Игра света над вокзалом Аустерлиц в Париже, Конец 1920-х
Мост Каррузель, Вторая половина 1920-х
Мост Каррузель, Вторая половина 1920-х
Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закат ном освещении, Вторая половина 1920-х
Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закат ном освещении, Вторая половина 1920-х
Набережная Сены. Трокадеро, 1920-е - 1930-е
Набережная Сены. Трокадеро, 1920-е - 1930-е
Остров Сите. Старые шлюзы, 1920-е
Остров Сите. Старые шлюзы, 1920-е
Сена. Институт  Франции, Конец 1920-х
Сена. Институт Франции, Конец 1920-х
Набережная Сены в желтом освещении, Начало 1930-х
Набережная Сены в желтом освещении, Начало 1930-х
Стог сена в Шеврёзе, 1909
Стог сена в Шеврёзе, 1909
Умер Константин Кузнецов в 1936 году, похоронен на парижском кладбище Монпарнас.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому