Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:53
Весна пришла, пора куда-нибудь лететь! Хотя бы туда, где принимают!
Фотоальбом

Уникальная выставка Каслинского литья

Екатеринбургский музей изобразительных искусств — крупнейший художественный музей Урала. Здесь много интересного, но сегодня я хочу показать вам его уникальную коллекцию каслинского художественного литья.

Фотографировать экспонаты этой постоянно действующей в здании на ул. Воеводина, д.5 выставки разрешено. Только качество снимков обеспечить сложно из-за бликов стекла шкафов и отражений ламп. Но как получилось, так получилось!

Думаю, всем известно, что Каслинское литьё — художественные изделия из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области. Завод архитектурно-художественного литья в Касли основан в 1747 году. Это один из старейших заводов России, где сохранены вековые традиции художественного литья и архитектурного чугунного литья для благоустройства территории.

Выставка Каслинского литья находится в здании Музея изобразительных искусств на берегу Исети в Историческом сквере - месте, где был заложен город. Это реконструированное для музея здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода по улице Воеводина, 5 музей получил в 1986  году.
Выставка Каслинского литья находится в здании Музея изобразительных искусств на берегу Исети в Историческом сквере - месте, где был заложен город. Это реконструированное для музея здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода по улице Воеводина, 5 музей получил в 1986 году.
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья,  когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей.
В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей.
Отливки по моделям французских скульпторов. 


Пьетро Финелли (1770-1812), "Венера в раковине", 1868 г.
Отливки по моделям французских скульпторов. Пьетро Финелли (1770-1812), "Венера в раковине", 1868 г.
Жан-Антуан Гудон (1741-1828), «Вольтер в кресле», начало ХХ в.;

Никола Мейер (сер.XIX в.-1910), «Аврора», 1906.
Жан-Антуан Гудон (1741-1828), «Вольтер в кресле», начало ХХ в.; Никола Мейер (сер.XIX в.-1910), «Аврора», 1906.
В.И. Демут-Малиновский (1779-1846), Бюст А.В. Суворова, 1897 г.
В.И. Демут-Малиновский (1779-1846), Бюст А.В. Суворова, 1897 г.
Пьер Жюль Мен (1810-1878), «Семейство легавых собак», 1902.
Пьер Жюль Мен (1810-1878), «Семейство легавых собак», 1902.
Пьер Жюль Мен (1810-1878), «Собаки на стойке», 1914.
Пьер Жюль Мен (1810-1878), «Собаки на стойке», 1914.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), Модель памятника императору Николаю I (вариант), 1894.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), Модель памятника императору Николаю I (вариант), 1894.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), Модель памятника императору Николаю I, 1903.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), Модель памятника императору Николаю I, 1903.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Конь с попоной», 1915.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Конь с попоной», 1915.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Конногвардеец, поящий коня", 1900.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Конногвардеец, поящий коня", 1900.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Кобылица с жеребенком», 1914.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Кобылица с жеребенком», 1914.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Лошадь павшая и волк», 1905.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Лошадь павшая и волк», 1905.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Лошадь лежащая», 1913 и «Жеребенок». 1910.
П.К. Клодт (Клод фон Юргенсбург) (1805-1867), «Лошадь лежащая», 1913 и «Жеребенок». 1910.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Подчасник «Избушка на курьих ножках», 1906.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Подчасник «Избушка на курьих ножках», 1906.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Канделябр «Цыганка-маляр», конец XIX в.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Канделябр «Цыганка-маляр», конец XIX в.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Подчасник «Мороз-демон с замерзающими детьми», 1906.
М.Д. Канаев (1831 - ок.1889), Подчасник «Мороз-демон с замерзающими детьми», 1906.
В.Ф. Торокин (1845-1912), Спичечница «Старуха с прялкой», 1913.
В.Ф. Торокин (1845-1912), Спичечница «Старуха с прялкой», 1913.
В.Ф. Торокин (1845-1912), Коробочка «Углевоз», нач.ХХ в.
В.Ф. Торокин (1845-1912), Коробочка «Углевоз», нач.ХХ в.
В.Ф. Торокин (1845-1912), «Крестьянин на пашне», 1914.
В.Ф. Торокин (1845-1912), «Крестьянин на пашне», 1914.
В.Ф. Торокин (1845-1912), «Джигитовка лезгин» (Редукция скульптора Е.А. Лансере, нач.ХХ в.
В.Ф. Торокин (1845-1912), «Джигитовка лезгин» (Редукция скульптора Е.А. Лансере, нач.ХХ в.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), «Весна», 1898.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), «Весна», 1898.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), Канделябр «В память Франко-Русского союза», 1900.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), Канделябр «В память Франко-Русского союза», 1900.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), Ваза «В память Франко-Русского союза», 1902.
Р.И. Бах (Роберт-Генрих Бах) (1819-1903), Ваза «В память Франко-Русского союза», 1902.
Н.И. Либерих (1828-1883), «Медведь на задних лапах», 1892.
Н.И. Либерих (1828-1883), «Медведь на задних лапах», 1892.
Р.Р. Бах (1859-1933), «Николай Васильевич Гоголь в кресле», 1954.
Р.Р. Бах (1859-1933), «Николай Васильевич Гоголь в кресле», 1954.
А.А. Соловьев (II пол. XIX - I пол. XX вв.) «Охотники», 1913.
А.А. Соловьев (II пол. XIX - I пол. XX вв.) «Охотники», 1913.
А.А. Соловьев (II пол. XIX - I пол. XX вв.) «Граф Толстой пашет», 1904.
А.А. Соловьев (II пол. XIX - I пол. XX вв.) «Граф Толстой пашет», 1904.
Ф.Ф. Каменский (1838-1913), «Девочка-грибница», кон.XIX в.
Ф.Ф. Каменский (1838-1913), «Девочка-грибница», кон.XIX в.
Неизвестный автор, Блюдо в русском стиле, 1914.
Неизвестный автор, Блюдо в русском стиле, 1914.
Э. Напс (сер.XIX - нач. ХХ вв.), «Тройка зимой», 1914.
Э. Напс (сер.XIX - нач. ХХ вв.), «Тройка зимой», 1914.
Е.В. Вучетич (1908-1974), «К.Е.Ворошилов на коне», 1938-1940-е.
Е.В. Вучетич (1908-1974), «К.Е.Ворошилов на коне», 1938-1940-е.
Н.В. Томский (1900-1984), Портрет С.М. Кирова, 1956.
Н.В. Томский (1900-1984), Портрет С.М. Кирова, 1956.
А.В. Чиркин (1930-1989), «Дон-Кихот и Санчо Панса», 1983.
А.В. Чиркин (1930-1989), «Дон-Кихот и Санчо Панса», 1983.
А.С. Гилев (1928-1988), «Лесопосадчица», 1958.
А.С. Гилев (1928-1988), «Лесопосадчица», 1958.
А.С. Гилев (1928-1988), «Моряк-десантник», 1958.
А.С. Гилев (1928-1988), «Моряк-десантник», 1958.
П.С. Аникин (1917-1956), «Мир победит», 1956.
П.С. Аникин (1917-1956), «Мир победит», 1956.
Э.М. Фальконе (1716-1791), Уменьшенная копия памятника Петру I, 1898.
Э.М. Фальконе (1716-1791), Уменьшенная копия памятника Петру I, 1898.
Работы конца XIX века неизвестных авторов: Камин «Демидовский» и подставка для каминных приборов «Собака с арапником».
Работы конца XIX века неизвестных авторов: Камин «Демидовский» и подставка для каминных приборов «Собака с арапником».
Диван, работа конца XIX века неизвестного автора.
Диван, работа конца XIX века неизвестного автора.
Стол ажурный со знаками Зодиака, работа конца XIX века неизвестного автора.
Стол ажурный со знаками Зодиака, работа конца XIX века неизвестного автора.
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841), Кресло садовое, кон.XIX в.
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841), Кресло садовое, кон.XIX в.
Камин «Ипатьевский», работа конца XIX века неизвестного автора.
Камин «Ипатьевский», работа конца XIX века неизвестного автора.
А теперь - главный экспонат Екатеринбургского музея изобразительных искусств, жемчужина коллекции Уральского художественного литья XIX-XX веков - Каслинский чугунный павильон.
А теперь - главный экспонат Екатеринбургского музея изобразительных искусств, жемчужина коллекции Уральского художественного литья XIX-XX веков - Каслинский чугунный павильон.
Всемирно известный Каслинский чугунный павильон получил гран-при на Парижской выставке 1900 года и зарегистрирован в международном каталоге ЮНЕСКО как раритет — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейном собрании.
Всемирно известный Каслинский чугунный павильон получил гран-при на Парижской выставке 1900 года и зарегистрирован в международном каталоге ЮНЕСКО как раритет — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейном собрании.
Павильон был выполнен по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа.
Павильон был выполнен по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа.
На Всемирной  художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже этот шедевр русской чугунной архитектуры был удостоен высшей награды в разделе «приготовление металлических изделий» - Большой Золотой медали и Гран-при «Хрустальный  глобус».
На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже этот шедевр русской чугунной архитектуры был удостоен высшей награды в разделе «приготовление металлических изделий» - Большой Золотой медали и Гран-при «Хрустальный глобус».
В 1900 году Выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. В 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости.
В 1900 году Выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. В 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости.
От полного уничтожения павильон спасли старые каслинские мастера. Она написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков. Но телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием - большая часть деталей была уже переплавлена. Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею.
От полного уничтожения павильон спасли старые каслинские мастера. Она написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков. Но телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием - большая часть деталей была уже переплавлена. Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею.
В 1936 году  детали павильона были переданы Картинной галерее, с которой начинался музей изобразительных искусств. В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона.
В 1936 году детали павильона были переданы Картинной галерее, с которой начинался музей изобразительных искусств. В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона.
Большую роль в возрождении павильона сыграл сотрудник галереи академик Б.В. Павловский, он не только убедил руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию, но и провел большую исследовательскую работу.
Большую роль в возрождении павильона сыграл сотрудник галереи академик Б.В. Павловский, он не только убедил руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию, но и провел большую исследовательскую работу.
В 1957-1958 годах бригадой мастеров под руководством начальника цеха художественного литья Каслинского завода С.М. Гилева были воссозданы утраченные детали павильона и произведен его монтаж. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, его второе рождение.
В 1957-1958 годах бригадой мастеров под руководством начальника цеха художественного литья Каслинского завода С.М. Гилева были воссозданы утраченные детали павильона и произведен его монтаж. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, его второе рождение.
В 1986 году павильон перенесли в новое здание на ул.Воеводина и работы были продолжены. Перед специалистами музея и Каслинского завода была поставлена задача максимально приблизить облик павильона к первоначальному: нужно было выполнить золочение фрагментов рельефов, вышить балдахин золотыми эмблемами Кыштымского горного округа.
В 1986 году павильон перенесли в новое здание на ул.Воеводина и работы были продолжены. Перед специалистами музея и Каслинского завода была поставлена задача максимально приблизить облик павильона к первоначальному: нужно было выполнить золочение фрагментов рельефов, вышить балдахин золотыми эмблемами Кыштымского горного округа.
В 2010 году к 110-летию Каслинский чугунный павильон, вершина литейного искусства уральских мастеров, был восстановлен полностью.
В 2010 году к 110-летию Каслинский чугунный павильон, вершина литейного искусства уральских мастеров, был восстановлен полностью.
Н.А. Лаврецкий (1837-1907), скульптура «Россия», 1896.
Н.А. Лаврецкий (1837-1907), скульптура «Россия», 1896.
Грубый металл и такая тонкая работа! Сюда хочется придти еще не раз! В Екатеринбурге много самых разных музеев, но рекомендую при посещении города обязательно посмотреть эту уникальную выставку.
Грубый металл и такая тонкая работа! Сюда хочется придти еще не раз! В Екатеринбурге много самых разных музеев, но рекомендую при посещении города обязательно посмотреть эту уникальную выставку.
Комментарии к альбому