Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:32
Дома лучше

В 2012 году мне повезло и я на две недели поехала в Санкт-Петербург на курсы. Понятно, что на курсы я не ходила, а все дни провела в прогулках по этому замечательному городу и пригородам. Тем более, что и погода была отличная, за две недели только один дождь и то ночью. В один из дней я поехала в Павловск, где никогда не была. Добиралась маршруткой от Московской площади. Билеты купила сразу на все выставки дворца. От посещения дворца и парка получила большое удовольствие. Рекомендую всем, кто еще не видел!

В 1877 году императрица Екатерина II передала своему сыну Павлу в связи с рождением у него сына Александра, первого внука императрицы, часть царскосельских охотничьих угодий. В усадьбе престолонаследника под руководством Ч.Камерона были начаты работы по возведению дворца и устройству парка. Эти работы продолжались около пятидесяти лет. В результате появился один из самых красивых в Европе загородных ансамблей.

В Павловск можно приехать и поездом. Вокзал, который мы видим, построен в 1950-е годы по проекту архитектора Е.А.Левинсона, который возрождал дворцово-парковые ансамбли Пушкина и Павловска, пострадавшие во время Великой Отечественной войны.
В Павловск можно приехать и поездом. Вокзал, который мы видим, построен в 1950-е годы по проекту архитектора Е.А.Левинсона, который возрождал дворцово-парковые ансамбли Пушкина и Павловска, пострадавшие во время Великой Отечественной войны.
В сквере по пути ко входу на территорию Павловского дворца с 2003 года стоит памятник Иоганну Штраусу. Это дар Австрии к 300-летию Санкт-Петербурга, уменьшенная копия памятника, установленного в Вене.
В сквере по пути ко входу на территорию Павловского дворца с 2003 года стоит памятник Иоганну Штраусу. Это дар Австрии к 300-летию Санкт-Петербурга, уменьшенная копия памятника, установленного в Вене.
Здесь вход на территорию дворца.
Здесь вход на территорию дворца.
Главный фасад дворца обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. Это летняя резиденция Павла I.
Главный фасад дворца обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. Это летняя резиденция Павла I.
Дворец состоит из центрального корпуса, перекрытого куполом и примыкающих к нему с двух сторон закругленных галерей-колоннад. В 1872 году в центре парадного двора был установлен памятник Павлу I - копия статуи работы скульптора И.Витали, стоявшей перед Большим дворцом в Гатчине.
Дворец состоит из центрального корпуса, перекрытого куполом и примыкающих к нему с двух сторон закругленных галерей-колоннад. В 1872 году в центре парадного двора был установлен памятник Павлу I - копия статуи работы скульптора И.Витали, стоявшей перед Большим дворцом в Гатчине.
Входим во дворец через центральный корпус.
Входим во дворец через центральный корпус.
Нижний (Египетский) вестибюль Павловского дворца украшен скульптурами из истории Египта и медальонами со знаками Зодиака.
Нижний (Египетский) вестибюль Павловского дворца украшен скульптурами из истории Египта и медальонами со знаками Зодиака.
Потолок вестибюля. Отделкой помещений дворца руководил Винченцо Бренна - придворный архитектор Павла I, приверженец стиля Людовика XIV, сменивший Чарльза Камерона, который не нашел общего языка с заказчиками. Кроме В.Бренна интерьеры дворца оформляли Дж.Кваренги, А.Воронихин, К .Росси, Д.Тома де Томон. В результате был создан уникальный интерьерный ансамбль в классическом стиле.
Потолок вестибюля. Отделкой помещений дворца руководил Винченцо Бренна - придворный архитектор Павла I, приверженец стиля Людовика XIV, сменивший Чарльза Камерона, который не нашел общего языка с заказчиками. Кроме В.Бренна интерьеры дворца оформляли Дж.Кваренги, А.Воронихин, К .Росси, Д.Тома де Томон. В результате был создан уникальный интерьерный ансамбль в классическом стиле.
По парадной лестнице попадаем в вестибюль второго этажа. На втором этаже расположены все основные, парадные залы дворца.
По парадной лестнице попадаем в вестибюль второго этажа. На втором этаже расположены все основные, парадные залы дворца.
Потолок вестибюля 2-го этажа.
Потолок вестибюля 2-го этажа.
На фотографиях показано, в каком состоянии были эти помещения после ухода фашистов. Во время Великой Отечественной войны немцами экспонаты Павловского дворца были расхищены, а сам дворец подожжен.
На фотографиях показано, в каком состоянии были эти помещения после ухода фашистов. Во время Великой Отечественной войны немцами экспонаты Павловского дворца были расхищены, а сам дворец подожжен.
Под куполом центрального корпуса находится очень красивый Итальянский зал, оформленный в римском стиле. Купол поддерживают кариатиды, а стены украшают барельефы.
Под куполом центрального корпуса находится очень красивый Итальянский зал, оформленный в римском стиле. Купол поддерживают кариатиды, а стены украшают барельефы.
Свет в зал попадает через проем в куполе.
Свет в зал попадает через проем в куполе.
Стены Итальянского зала облицованы искусственным мрамором, а в четырех нишах стоят подлинные античные скульптуры. На стене барельеф "Три грации" - II век нашей эры. Это один из двух барельефов, полученных владельцами Павловска в подарок от родителей Марии Федоровны, жены Павла I,  герцогов Вюртембергских.
Стены Итальянского зала облицованы искусственным мрамором, а в четырех нишах стоят подлинные античные скульптуры. На стене барельеф "Три грации" - II век нашей эры. Это один из двух барельефов, полученных владельцами Павловска в подарок от родителей Марии Федоровны, жены Павла I, герцогов Вюртембергских.
Итальянский зал - это гостиная. Во времена Павла I здесь устраивали торжественные обеды.
Итальянский зал - это гостиная. Во времена Павла I здесь устраивали торжественные обеды.
Это - библиотека Росси. Вся обстановка библиотеки - книжные шкафы вдоль стен, витрины, столы - были спроектированы архитектором как единый ансамбль интерьера.
Это - библиотека Росси. Вся обстановка библиотеки - книжные шкафы вдоль стен, витрины, столы - были спроектированы архитектором как единый ансамбль интерьера.
 Помещение библиотеки Росси, построенное из дерева, и мебель при пожаре 1944 года полностью сгорели, были восстановлены в 1960 году.
Помещение библиотеки Росси, построенное из дерева, и мебель при пожаре 1944 года полностью сгорели, были восстановлены в 1960 году.
Малый кабинет Павла I.
Малый кабинет Павла I.
Малый кабинет через арочный проем соединен с Парадной библиотекой Павла I. Здесь когда-то было собрание книг порядка 20 тысяч экземпляров, были коллекции монет, собрания гравюр, минералов и многое другое... После освобождения в 1944 остались разбитые стены. Обратите внимание на настольное украшение «Храм Весты» и большой письменный стол, выполненный по проекту В. Бренны в мастерской И. Отта и Г. Гамбса в 1794 году. Внутри храма на янтарном пьедестале бронзовая фигурка Весты, богини семейного очага. В овальных медальонах на самом пьедестале Мария Федоровна нарисовала вензеля членов своей семьи. Двенадцать ножек стола из слоновой кости также выточила сама Великая Княгиня.
Малый кабинет через арочный проем соединен с Парадной библиотекой Павла I. Здесь когда-то было собрание книг порядка 20 тысяч экземпляров, были коллекции монет, собрания гравюр, минералов и многое другое... После освобождения в 1944 остались разбитые стены. Обратите внимание на настольное украшение «Храм Весты» и большой письменный стол, выполненный по проекту В. Бренны в мастерской И. Отта и Г. Гамбса в 1794 году. Внутри храма на янтарном пьедестале бронзовая фигурка Весты, богини семейного очага. В овальных медальонах на самом пьедестале Мария Федоровна нарисовала вензеля членов своей семьи. Двенадцать ножек стола из слоновой кости также выточила сама Великая Княгиня.
В парадной библиотеке Павла I висит портрет Марии Федоровны, его жены, выполненный Иоганном Лампи в 1795 году. Стены украшены шестью ворсовыми коврами парижской мануфактуры Савонери. По обе стороны портрета панно на сюжеты басен Лафонтена (1782 год).
В парадной библиотеке Павла I висит портрет Марии Федоровны, его жены, выполненный Иоганном Лампи в 1795 году. Стены украшены шестью ворсовыми коврами парижской мануфактуры Савонери. По обе стороны портрета панно на сюжеты басен Лафонтена (1782 год).
Ковровый кабинет был спроектирован Лоренцо Бренной для размещения гобеленов, подаренных Людовиком XVI хозяевам дворца после их визита в 1782 году на Королевскую гобеленовую мануфактуру. Это экспонат из Гатчинского дворца брюссельская шпалера XVIII века "Дон Кихот, нападающий на стадо овец".
Ковровый кабинет был спроектирован Лоренцо Бренной для размещения гобеленов, подаренных Людовиком XVI хозяевам дворца после их визита в 1782 году на Королевскую гобеленовую мануфактуру. Это экспонат из Гатчинского дворца брюссельская шпалера XVIII века "Дон Кихот, нападающий на стадо овец".
Французский гобелен "Дамы служат Дон Кихоту" (1776 г.) также из Гатчины. Внизу письменный стол императора Павла I, изготовленный в 1800 году по рисунку В. Бренны для убранства Михайловского замка в Петербурге. Столешница укреплена на восьми ножках слоновой кости, со всех сторон обнесена изящной балюстрадой с маленькими вазочками. В центре стола украшение «Ваза с обелисками» и чернильный прибор из кости и янтаря - еще одна работа Марии Федоровны.
Французский гобелен "Дамы служат Дон Кихоту" (1776 г.) также из Гатчины. Внизу письменный стол императора Павла I, изготовленный в 1800 году по рисунку В. Бренны для убранства Михайловского замка в Петербурге. Столешница укреплена на восьми ножках слоновой кости, со всех сторон обнесена изящной балюстрадой с маленькими вазочками. В центре стола украшение «Ваза с обелисками» и чернильный прибор из кости и янтаря - еще одна работа Марии Федоровны.
Зал Войны, которым начинается анфилада покоев Павла I. Зал так называется благодаря украшениям, выполненным в виде древнего оружия.
Зал Войны, которым начинается анфилада покоев Павла I. Зал так называется благодаря украшениям, выполненным в виде древнего оружия.
В Зале войны в нишах размещены бюсты римских императоров - Септимия Севера (кон. II в. н.э.), Элагобала (нач. III в. н.э.) и полководца Агриппы (голова - копия XVIII в. с античного оригинала, торс античный II-III в. н.э.). Для мебели Зала Войны А. Воронихин, который восстанавливал дворец после пожара 1803 года,  использовал форму античного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков тростника, перехваченных золочеными жгутами.
В Зале войны в нишах размещены бюсты римских императоров - Септимия Севера (кон. II в. н.э.), Элагобала (нач. III в. н.э.) и полководца Агриппы (голова - копия XVIII в. с античного оригинала, торс античный II-III в. н.э.). Для мебели Зала Войны А. Воронихин, который восстанавливал дворец после пожара 1803 года, использовал форму античного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков тростника, перехваченных золочеными жгутами.
Один из самых красивых залов дворца - парадный бальный Греческий зал, тоже спроектированный В.Бренной.
Один из самых красивых залов дворца - парадный бальный Греческий зал, тоже спроектированный В.Бренной.
Главное его украшение- облицованные зеленым мрамором коринфские колонны и гарнитур ампирных кресел и диванов, обитых шпалерами знаменитой французской фабрики в Бове. Здесь проходили балы и приемы.
Главное его украшение- облицованные зеленым мрамором коринфские колонны и гарнитур ампирных кресел и диванов, обитых шпалерами знаменитой французской фабрики в Бове. Здесь проходили балы и приемы.
Удивительный расписной потолок, создающий иллюзию купола.
Удивительный расписной потолок, создающий иллюзию купола.
А это Зал мира, который можно в первую минуту перепутать с Залом войны.
А это Зал мира, который можно в первую минуту перепутать с Залом войны.
В Зале Мира стоят женские скульптурные бюсты: портрет римлянки (II в. н.э.), портрет Юлии Домны, супруги Септимия Севера и матери Каракаллы (кон. II - нач. III в. н.э.) и портрет римлянки в образе Юноны (II в. н.э). А торшеры уже не украшает оружие.
В Зале Мира стоят женские скульптурные бюсты: портрет римлянки (II в. н.э.), портрет Юлии Домны, супруги Септимия Севера и матери Каракаллы (кон. II - нач. III в. н.э.) и портрет римлянки в образе Юноны (II в. н.э). А торшеры уже не украшает оружие.
Библиотека Марии Федоровны очень похожа на Ковровый кабинет. В свое время здесь также висели три гобелена, подаренные Людовиком XVI . Два из них сохранились до наших дней. Один из них вот этот - "Юпитер".
Библиотека Марии Федоровны очень похожа на Ковровый кабинет. В свое время здесь также висели три гобелена, подаренные Людовиком XVI . Два из них сохранились до наших дней. Один из них вот этот - "Юпитер".
Гобелен из серии о Дон Кихоте "Дон Кихот разговаривает с очарованной головой" тоже когда-то висел  в Гатчинском дворце. То, что это действительно библиотека, свидетельствуют книжные шкафы вдоль стен, на них размещены мраморные скульптуры Аполлона и девяти муз (1780 г.).
Гобелен из серии о Дон Кихоте "Дон Кихот разговаривает с очарованной головой" тоже когда-то висел в Гатчинском дворце. То, что это действительно библиотека, свидетельствуют книжные шкафы вдоль стен, на них размещены мраморные скульптуры Аполлона и девяти муз (1780 г.).
Это Будуар Марии Федоровны. Здесь на стенах между мраморными расписными пилястрами, размещены четыре барельефа, а над и под ними размещены живописные панно с достопримечательностями Индии.
Это Будуар Марии Федоровны. Здесь на стенах между мраморными расписными пилястрами, размещены четыре барельефа, а над и под ними размещены живописные панно с достопримечательностями Индии.
Будуар Марии Федоровны, центральное место занимает письменный стол императрицы, великолепные секретеры и прочие предметы убранства в стиле ампир. Конечно, не вся мебель и предметы интерьеры стояли здесь во времена Марии Федоровны. Многое утрачено во время войны, но немало продали по решению правительства в 30-е годы, теперь подлинники можно увидеть, например, за океаном. Но подобраны предметы, аналогичные, соответствующего времени и уровня.
Будуар Марии Федоровны, центральное место занимает письменный стол императрицы, великолепные секретеры и прочие предметы убранства в стиле ампир. Конечно, не вся мебель и предметы интерьеры стояли здесь во времена Марии Федоровны. Многое утрачено во время войны, но немало продали по решению правительства в 30-е годы, теперь подлинники можно увидеть, например, за океаном. Но подобраны предметы, аналогичные, соответствующего времени и уровня.
Парадная спальня, жемчужина интерьеров Павловского дворца. Над кроватью – великолепный балдахин, живописный потолок и чудесная люстра.
Парадная спальня, жемчужина интерьеров Павловского дворца. Над кроватью – великолепный балдахин, живописный потолок и чудесная люстра.
Центральное место занимает кровать с именным клеймом французского мастера А. Жакоба (1780 г.), которая до сих пор сохранила первоначальное золочение. На ней никто никогда не спал. Это исключительно предмет роскоши и демонстрации богатства императорской семьи.
Центральное место занимает кровать с именным клеймом французского мастера А. Жакоба (1780 г.), которая до сих пор сохранила первоначальное золочение. На ней никто никогда не спал. Это исключительно предмет роскоши и демонстрации богатства императорской семьи.
Великолепный камин из белого мрамора с вставками из цветного камня.
Великолепный камин из белого мрамора с вставками из цветного камня.
Здесь выставлен также фарфоровый туалетный прибор императрицы, выполненный на Севрской мануфактуре в 1781 году.
Здесь выставлен также фарфоровый туалетный прибор императрицы, выполненный на Севрской мануфактуре в 1781 году.
Туалетная Марии Федоровны, стены которой покрыты лепным орнаментом с изображением гирлянд роз.
Туалетная Марии Федоровны, стены которой покрыты лепным орнаментом с изображением гирлянд роз.
Картинная галерея, которая служила парадным коридором, ведущим в Тронный зал и дворцовую церковь Петра и Павла. Начало коллекции было положено во время путешествия великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных. Став императорской резиденцией, Павловск пополнился рядом живописных произведений из собрания Екатерины II. В 1930-х годах часть картин была передана в Эрмитаж, а часть коллекции была отобрана для продажи за границу. В настоящее время коллекция живописи Павловского дворца-музея включает произведения западноевропейских мастеров XVI-XIX веков, а также русская школа живописи, главным образом портретная и пейзажная живопись XVIII- первой половины XIX века.
Картинная галерея, которая служила парадным коридором, ведущим в Тронный зал и дворцовую церковь Петра и Павла. Начало коллекции было положено во время путешествия великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных. Став императорской резиденцией, Павловск пополнился рядом живописных произведений из собрания Екатерины II. В 1930-х годах часть картин была передана в Эрмитаж, а часть коллекции была отобрана для продажи за границу. В настоящее время коллекция живописи Павловского дворца-музея включает произведения западноевропейских мастеров XVI-XIX веков, а также русская школа живописи, главным образом портретная и пейзажная живопись XVIII- первой половины XIX века.
Тронный, зал. Первоначально он создавался как парадная столовая, но позднее здесь установили императорский трон Павла I. Сейчас здесь выставлены два сервиза: "Парижский" Севрской мануфактуры (1781-1782) и "Золотой" (вторая четверть XIX века) Императорского фарфорового завода.
Тронный, зал. Первоначально он создавался как парадная столовая, но позднее здесь установили императорский трон Павла I. Сейчас здесь выставлены два сервиза: "Парижский" Севрской мануфактуры (1781-1782) и "Золотой" (вторая четверть XIX века) Императорского фарфорового завода.
Великолепный плафон, изображающий уходящую в небо колоннаду, подчеркивает высоту и огромность зала. Эскизы этой росписи были выполнены в конце 18 века гениальным декоратором П.Гонзаго, однако его замысел воплотили только в 1957 году современные художники под руководством А.Трескина. Глядя на него, не верится, что это - плоскость!
Великолепный плафон, изображающий уходящую в небо колоннаду, подчеркивает высоту и огромность зала. Эскизы этой росписи были выполнены в конце 18 века гениальным декоратором П.Гонзаго, однако его замысел воплотили только в 1957 году современные художники под руководством А.Трескина. Глядя на него, не верится, что это - плоскость!
"Фонарик" - любимый рабочий кабинет Марии Федоровны - одновременно ее личная библиотека и картинная галерея. Это создание архитектора А. Воронихина (1807 г.). Сохранив прежний план комнаты, предназначавшейся архитектором Бренной под личную библиотеку, Воронихин убрал наружную стену, заменив ее полукруглым эркером-"фонариком", выступающим в Собственный садик.
"Фонарик" - любимый рабочий кабинет Марии Федоровны - одновременно ее личная библиотека и картинная галерея. Это создание архитектора А. Воронихина (1807 г.). Сохранив прежний план комнаты, предназначавшейся архитектором Бренной под личную библиотеку, Воронихин убрал наружную стену, заменив ее полукруглым эркером-"фонариком", выступающим в Собственный садик.
Можно также за отдельную плату (150 рублей и 100 для пенсионеров) посмотреть выставку "Жилые комнаты вдовствующей императрицы Марии Федоровны". Это Спальня - самая нарядная комната в жилых покоях. Комната украшена цветами. Потолок представляет собой звездное небо, обрамленное цветочными гирляндами и венками. Отделка комнаты выполнена А. Воронихиным в 1805 году.
Можно также за отдельную плату (150 рублей и 100 для пенсионеров) посмотреть выставку "Жилые комнаты вдовствующей императрицы Марии Федоровны". Это Спальня - самая нарядная комната в жилых покоях. Комната украшена цветами. Потолок представляет собой звездное небо, обрамленное цветочными гирляндами и венками. Отделка комнаты выполнена А. Воронихиным в 1805 году.
Мебельный гарнитур, представленный в Спальне изготовлен в мастерской Ф. Гагемана (С.-Петербург) в 1805 году по эскизам А. Воронихина. Над кроватью - тканный портрет Павла I, выполненный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1799 году.
Мебельный гарнитур, представленный в Спальне изготовлен в мастерской Ф. Гагемана (С.-Петербург) в 1805 году по эскизам А. Воронихина. Над кроватью - тканный портрет Павла I, выполненный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1799 году.
Туалетная по проекту Д.Кваренги 1800 года. Фарфоровый Зеленый туалет из 34 предметов - шедевр работы Императорского фарфорового завода, преподнесенный Марии Федоровне в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года. На столике - уникальный ансамбль русского художественного стеклоделия - таз и кувшин сине-белого граненого хрусталя Петербургского стеклянного завода (1805 г.).
Туалетная по проекту Д.Кваренги 1800 года. Фарфоровый Зеленый туалет из 34 предметов - шедевр работы Императорского фарфорового завода, преподнесенный Марии Федоровне в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года. На столике - уникальный ансамбль русского художественного стеклоделия - таз и кувшин сине-белого граненого хрусталя Петербургского стеклянного завода (1805 г.).
Это Палатка - комната овальной форма, которая замыкает анфиладу покоев Марии Федоровны. Отделана Воронихиным в 1805 году. За нею идут служебные помещения - комнаты горничных, гардеробные и пр.
Это Палатка - комната овальной форма, которая замыкает анфиладу покоев Марии Федоровны. Отделана Воронихиным в 1805 году. За нею идут служебные помещения - комнаты горничных, гардеробные и пр.
Еще одна постоянная выставка (отдельная плата та же) "Русский жилой интерьер XIX - начала XX века". Музей представляет реконструкцию отдельных интерьеров состоятельных слоев русского общества XIX века: дворянской аристократии и крупной буржуазии.
Еще одна постоянная выставка (отдельная плата та же) "Русский жилой интерьер XIX - начала XX века". Музей представляет реконструкцию отдельных интерьеров состоятельных слоев русского общества XIX века: дворянской аристократии и крупной буржуазии.
В каждой комнате есть табличка с подробным описание интерьера. Вот это, например, Желтая гостиная - образец пышной богатой обстановки аристократического дворца середины XIX века.  На стене портрет А.К.Дашковой работы К.К. Штейбена, а рядом вид Иерусалима М.Н.Воробьева.
В каждой комнате есть табличка с подробным описание интерьера. Вот это, например, Желтая гостиная - образец пышной богатой обстановки аристократического дворца середины XIX века. На стене портрет А.К.Дашковой работы К.К. Штейбена, а рядом вид Иерусалима М.Н.Воробьева.
А это кабинет-будуар 1850 -х в стиле второго рококо периода короля Луи Филиппа I.
А это кабинет-будуар 1850 -х в стиле второго рококо периода короля Луи Филиппа I.
Вот это, например, спальня молодой девушки. Дворец великолепен, жаль невозможно показать все.
Вот это, например, спальня молодой девушки. Дворец великолепен, жаль невозможно показать все.
В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации из Павловского дворца было расхищено много ценных экспонатов, а сам дворец был подожжен немцами при отступлении. Но уже в 1957 году первые залы дворца были открыты для посетителей, а к 1978 году реставрация дворца была полностью завершена.
В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации из Павловского дворца было расхищено много ценных экспонатов, а сам дворец был подожжен немцами при отступлении. Но уже в 1957 году первые залы дворца были открыты для посетителей, а к 1978 году реставрация дворца была полностью завершена.
В правом крыле здания есть постоянно действующая выставка костюма. Очень интересная выставка, где, к сожалению, нельзя фотографировать. Там выставлены подлинные костюмы императриц. Поражает работа мастериц, выполнивших эту работу! Рекомендую посмотреть.
В правом крыле здания есть постоянно действующая выставка костюма. Очень интересная выставка, где, к сожалению, нельзя фотографировать. Там выставлены подлинные костюмы императриц. Поражает работа мастериц, выполнивших эту работу! Рекомендую посмотреть.
Комментарии к альбому