Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:35
.
Фотоальбом

Национальная галерея Республики Коми

SM-A736B, E-M10 Mark III
20 56

Поход в Национальную галерею Республики Коми запланировала сразу, как собрались в Сыктывкар. Особенно интересно было увидеть работы местных художников. Музей не разочаровал!

Национальная галерея Республики Коми была основана в 1943 году. В ее коллекции представлены произведения в традиционном наборе для всех российских музеев: от русского православного искусства XVII — начала XX вв. до искусства России XX—XXI вв. Есть также зарубежное искусство конца XVII — начала XX вв.

Изобразительному искусству Республики Коми посвящено несколько тематических залов, это самая большая коллекция музея. Раздел «Образ Севера» представлен работами художников, побывавших в Арктике в творческих поездках и геологических партиях. Раздел «Миф» показывает, как художники и мастера декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ — начала ХXI века трактуют древние коми языческие представления о себе и окружающем мире и представляют в художественных образах персонажей и сюжеты коми эпических сказаний и легенд. Есть также зал «Традиция», посвященный деревенской теме и зал «Освоение Севера».

Достойный раздел русского искусства, в коллекции 14 портретов царей дома Романовых, полотна И. А. Иванова, И. К. Айвазовского, работы передвижников — А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, Н. Е. Маковского, К. Я. Крыжицкого. В коллекции авангарда — работы М. В. Матюшина, В. О. Роскина, Г. И. Лазарева, Р. Р. Фалька, А. В. Куприна и других

В коллекции зарубежного искусства — живопись художников Голландии, Италии, Франции, Австрии, Германии, Чехии, Швейцарии, Америки XVII — начала XX вв., а также ряд произведений европейской скульптурной пластики и декоративно-прикладного искусства.

Национальная галерея Республики Коми.
Национальная галерея Республики Коми.
Галерея размещается в здании бывшего духовного училища, построенном в конце 1880-х годов по проекту вологодского губернского архитектора Федорова. После революции здание находилось в ведении отдела народного образования, его занимали различные учебные заведения: педтехникум, первое высшее учебное заведение Коми — педагогический институт, затем Институт усовершенствования учителей. В 1990-х здание передали Министерству культуры Коми АССР, после его реставрации перевели сюда Национальную галерею Республики Коми.
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015) «Красная палатка», 1991
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015) «Красная палатка», 1991
С.А. Торлопов с 1963 года работал в составе геологической экспедиции Коми филиала Академии наук. В творчестве С.А. Торлопова получила яркое и романтическое воплощение тема героического освоения Севера.
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
«Северяне», 1971 Бронза.
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
«Синий ветер», 1974
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
«Белые ночи над Вычегдой», 1981
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
Торлопов Станислав Анфимович (1936-2015)
«Северная весна», 1968
Бухаров Анатолий Павлович (1931-1995)
Бухаров Анатолий Павлович (1931-1995)
«Зимние лиственницы», 1982
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
«Женщины Севера», 1977 Шамот, соли. Впечатления художника от поездок по Заполярью, Чукотке, побережью Ледовитого океана воплотились в многочисленных пластических образах. В них ему хотелось раскрыть внутренний мир северного края, характер его народа.
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
«Тундра. Декоративная стела», 1969
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
Смирнов Вениамин Иванович (1937-2006)
«Мыс Дежнёва» 1975. Шамот. Композиция посвящена всем отважным землепрходцам. Коми землепрходцы и мореходы в XVII веке принимали участие в освоении Сибири. Один из них - Дмитрий Михайлович Зырян руководил отрядом казаков, в котором состоял Семён Дежнёв.
Лисовский Юрий Николаевич (род.1964)
Лисовский Юрий Николаевич (род.1964)
«Странная луна», 2008. Холст, акрил. Для Ю.Н. Лисовского видение «странной луны» связано с пониманием онтологической природы человека, объединяющей материальное и духовное начала: тело, душу и дух. У коми существовали разные понятия для определения духовной субстанции человека: лов и орт. Лов рождалась с человеком и покидала его вместе с жизнью. Орт был мистическим двойником человека, он появлялся также вместе с ним, но был невидим человеку, и показывался только перед смертью. Композиционное решение работы позволяет предположить, что орт для автора олицетворяет космическую энергию, которую передает Вселенная новой, рождающейся в теле человека душе.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Мысли языческого колдуна Пама», 1995 Картон, гуашь. Образ Пама неоднократно встречается в коми-зырянском фольклоре в качестве жреца-волхва. Однако самый известный из сюжетов описан Епифанием Премудрым в «Житии Стефана Пермского» и посвящен победе святителя Коми края над Памом-сотником, «главным из волхвов, искусным кудесником, старцем-чародеем». Для В.Г. Игнатова Пам, прежде всего, - языческий колдун, обладавший верховной властью во времена, когда еще не существовало государственности, хранитель устоев Коми земли, оберегающий свой народ, вдумчивый правитель.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Поклонение коми языческой богине - золотой бабе (Зарни Ань)». 1994. Бумага, гуашь. Загадка «Золотой бабы» - легендарного идола, которому поклонялись финно-угорские народы Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, уже на протяжении нескольких веков приковывает к себе интерес ученых, художников, писателей. У коми-зырян идол известен под названием Зарни Ань. Семантику имени частично связывают с золотом, из которого, по легенде, изготовлен идол, частично - с солнечным культом финно-угорских народов, олицетворяющим «солнце-мать». Также по легенде, идол был вывезен из Коми земли за Уральский хребет, на Обь во времена Стефана Пермского язычниками, скрывавшимися от христианизации.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Мы из далекой старины», 1983. Оргалит, темпера. Языческие представления коми о самих себе опирались на понятие человеческого рода, хранящего и передающего из поколения в поколение традиции и знания, помогающие выжить в условиях суровой природы. При этом весь окружающий мир воспринимался как «живой»: он был полон самых разных духов и нематериальных существ, которые могли причинить человеку вред или, наоборот, помочь ему.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Экстаз (Коми язычники)» 1981. Оргалит, темпера. Самым почитаемым деревом у коми считалась береза (кыдз). нередко священная береза становилась сакральным центром капища, рядом с ней располагались идолы, здесь же было место для жертвоприношений, периодически под ритм бубна шаманов совершались языческие ритуальные таинства. Историческая легенда о христианизации Коми края Стефаном Пермским включает сюжет разорения миссионером крупнейшего языческого капища на Выми. Три дня и три ночи святитель рубил топором «прокудливую» березу, которая издавала стоны, а из ее надрубов сочилась кровь.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Коми языческое поминание предков», 1995. В.Г. Игрнатов - театральный художник и мультипликатор, один из первых обратившийся в своем творчестве к теме легенд и преданий земли Коми.
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Яг-Морт сжигает коми селения» Серия «Коми сказания и легенды», 1978. Художнику принадлежит первое художественное воплощение образа Яг-Морта - самого известного отрицательного персонажа коми эпоса. «...Жил в тайге огромный, как медведь, лохматый человек, похожий на водяного и на лешего... Был он высок, как сосна с обрубленными ветвями... на могучих плечах его развевались лосиные шкуры. Прорезал ночную тьму взгляд его безобразного глаза налитого кровью, с корнем вырывал он могучие ели... Широкий зубастый рот его мог проглотить корову... лесным человеком - Яг-Мортом называли его коми...»
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
«Страсти», 1981. Оргалит, темпера
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
«Пера-богатырь и Яг-Морт» 1983. Медь, гальванопластика.
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
«Яг-Морт», 1986 Латунь, бронза, камень.
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
«Сотворение мира» Серия «Сотворение мира. Мифология народов коми» состоит из 43 произведений и включает в себя опыт изучения художником материала по фольклору, этнографии и истории коми-зырян и коми-пермяков. Создана в качестве иллюстраций к одноименной книге, вышедшей в Коми книжном издательстве в 2005 году. Это - иллюстрация сюжета об утке-чож, прародительнице мира.
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
«Солнце и Месяц» Серия «Сотворение мира. Мифология народов коми». Это иллюстрация сюжета, почему Солнце с Луной на небе не встречаются. «Вдруг раздался сильный шум, и камень раскололся на мелкие кусочки. Марья и Афоня превратились в белых лебедей, поднялись в небо и спрятались в тучах.»
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
«Яг-Морт» Серия «Сотворение мира. Мифология народов коми». Яг-Морт уводил скот, похищал женщин и детей. Ненависть его ко всему живому была такой, что он без всякой причины убивал каждого встречного.
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
«Стефан Пермский и сотник Пама» Чья вера: древняя или новая, которую нес Стефан, крепче, чьи боги сильнее, - выяснялось в состязании Памы и Стефана.
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
Мошев Аркадий Васильевич (1936-2012)
«Стефан Пермский и Берза». «В Усть-Выми на месте церкви Михаила Архангела стояла огромная Береза. Стефан неделю ее рубил. А упала Береза и вершиной до Вогваздино достала».
Агеев Леонид Митрофанович (род. в 1945)
Агеев Леонид Митрофанович (род. в 1945)
Братина «Медведи» 1999. Сувель
Размыслов Аркадий Алексеевич (род. 1939)
Размыслов Аркадий Алексеевич (род. 1939)
«Усть-Сысольские святки», 1999
Волкова Майя Ивановна (род.1950)
Волкова Майя Ивановна (род.1950)
«Тает снег», 1997 Кожа, крепдешин, дерево, картон, холст, батик горячий, тиснение.
Тот (Светличная) Светлана Константиновна (род.1949)
Тот (Светличная) Светлана Константиновна (род.1949)
Слева - «Дом Солнца и его матери», справа - «Дом Луны и его матери», 2006. Дерево, медь, эмаль.
Тот (Светличная) Светлана Константиновна (род.1949)
Тот (Светличная) Светлана Константиновна (род.1949)
«Древо жизни», 2006. Работа основана на устройстве мира как великого древа жизни - одной из базовых космогонических идей человечества. Нижнему миру соответствовали корни дерева, Среднему - ствол, Верхнему - крона. По древним коми легендам Верхний мир был домом бога-демиурга Ена, Подземный принадлежал его брату и сопернику - злому Омэлю, а Средний мир заняли люди, которых братья создали вместе. Четкого деления на рай и ад в дохристианскую эоху у коми не было. Души могли вознестись на небо вместе с птицами, уйти под землю или остаться на месте, где умер человек. Каждому уровню древа жизни должны соответствовать определенные живые существа. В своей работе художница использует образы пермского звериного стиля.
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
«Священная роща», 2012. Холст, акрил. П.Г. Микушев один из ярких представителей этнофутуризма в коми живописи, участник российских и международных выставок. В основе его работ - финно-угорские мифы, фольклор, декоративное искусство коми, реликвии пермского звериного стиля.
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
«Хозяева пармы», 2018 Холст, акрил.
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
Микушев Павел Георгиевич (род.1962)
«Финно-угорское дерево», 2016
Пылаев Игорь Валентинович
Пылаев Игорь Валентинович
«Стефан Пермский - святитель зырян», 1996. Искусственный камень
Ермолин Рем Николаевич ( 1926-2004)
Ермолин Рем Николаевич ( 1926-2004)
Раздел «Традиция» посвящен образам традиционной народной культуры в искусстве коми. «Мастер лодок», 1969
Залитко Виктор Григорьевич (1939-2012)
Залитко Виктор Григорьевич (1939-2012)
«На Ижме», 1973
Борисов Юрий Григорьевич (1928-1973)
Борисов Юрий Григорьевич (1928-1973)
«Семья (Иван да Марья)», 1966. Дерево, резьба
Добряков Сергей Алексеевич (1925-1979)
Добряков Сергей Алексеевич (1925-1979)
«Коми охотник»
Разманова Анжела Рустиновна (род.1971)
Разманова Анжела Рустиновна (род.1971)
«Свадьба в Онежье», 2008
Кислов Вячеслав Николаевич
Кислов Вячеслав Николаевич
«Горка», 1995
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
Рохин Владимир Афанасьевич (1939-2020)
«Дед и внук», 1976 Кап, эпоксидная смола
Куликова  Александра Александровна (род.1945)
Куликова Александра Александровна (род.1945)
«В крестьянской избе», 2003. Холст, масло
Попов  Василий Васильевич (1958-2020)
Попов Василий Васильевич (1958-2020)
Братина «Утка», 1991 Сувель, объемная, плосковыемчатая резьба, тонировка
Кислов Вячеслав Николаевич (род.1938)
Кислов Вячеслав Николаевич (род.1938)
«Ижемка», 1994 Оргалит, масло
Ермолин Рем Николаевич (1926-2004)
Ермолин Рем Николаевич (1926-2004)
«Агафья Ивановна», 1967 Портрет тети художника из с. Пустошь
Ермолина Елена Федоровна (1931-2008)
Ермолина Елена Федоровна (1931-2008)
«Бабушкин сундук», 1967
Куликова Александра Александровна (род.1945)
Куликова Александра Александровна (род.1945)
«У Оксиньи», 1985
Куликова Александра Александровна (род.1945)
Куликова Александра Александровна (род.1945)
«Коми деревня»
Осташева Валерия Гансовна (род. в 1970)
Осташева Валерия Гансовна (род. в 1970)
«Хранящая на чердаке колоду», 2004 Дерево, масло, металл
Ермолина Елена Федоровна (1931-2008)
Ермолина Елена Федоровна (1931-2008)
«Бабушкино место», 1979
Ермолин Рем Николаевич ( 1926-2004)
Ермолин Рем Николаевич ( 1926-2004)
«Усть-Цилемская горка», 1974 Очень понравилась эта картина! Здесь изображена репетиция народного коллектива «Усть-Цилемский ансамбль песни и танца» на сцене Дома культуры с. Усть-Цильма. Все изображенные на картине, - реальные люди, известны их имена.
Усть-Цилемский горочный наряд (XIX - XX вв.)
Усть-Цилемский горочный наряд (XIX - XX вв.)
В составе: рукава, сарафан, фартук, плат репсовый (XIX в.), пояс плетеный, брошь.
Фиалкова Лидия Петровна (род. в 1950)
Фиалкова Лидия Петровна (род. в 1950)
«В деревне праздник», 1983 Дерево, роспись
Асташев Сергей Семенович (род. в 1952)
Асташев Сергей Семенович (род. в 1952)
«Ритмы Усинска», 1984 Усинск - самый молодой город Республики Коми. Первая большая нефть в тех краях была получена в 1962 году. Открыто Усинское месторождение нефти. В 1966 году среди тайги и болот возник поселок Усинск. Обустройство нефтяного месторождения было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. В 1984 году поселок стал городом.
Копотин Анатолий Васильевич (род. в 1949)
Копотин Анатолий Васильевич (род. в 1949)
«На сплаве», 1976
Миропольский Леонтий Семенович (1759-1819)
Миропольский Леонтий Семенович (1759-1819)
«Портрет Екатерины Алексеевны Барыковой-Мельгуновой», последняя четверть XVIII в. Поступил в 1949 на временное, а 1962 на постоянное хранение из ГРМ, Ленинград
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
«Золотошвейка», 1825 Картина до 1917 года была в собрании М.С. и Х.С Барышниковых, Алексино, Смоленская губ, а с октября1917 г. в Третяковской галерее. Одноименный вариант-повторение картины, исполненный в 1826 году, находится в ГТГ, Москва.
Неизвестный художник (первая половина XIX в.)
Неизвестный художник (первая половина XIX в.)
«Дама в красной шали», конец 1810-х - начало 1820-х.
Славянский Федор Михайлович (1817-1876)
Славянский Федор Михайлович (1817-1876)
«Портрет Анны (Амалии) Егоровны Бекман» Это теща художника, ингерманландка, дочь стеклянного фабриканта Егора Гейнца. Интересная история самого художника. Славянский Ф.М. - крепостной помещика А.А. Семенского, писал иконы. Его талант заметил А.Г. Венецианов, пригласил в свою художественную школу, ходатайствовал о получении им вольной и рекомендовал в Императорскую академию художеств, В 1852 году признан академиком портретной живописи, позже утвержден титулярным советником, а затем коллежским асессором.
Скотти Михаил Иванович (1814-1861)
Скотти Михаил Иванович (1814-1861)
«Итальянка», 1840-е
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866) или его сын Заболотский Петр Петрович (1842-1916)
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866) или его сын Заболотский Петр Петрович (1842-1916)
«Девушка с пахитоской», середина 1860-х. В Екатеринбургском Музее ИЗО хранится вариант картины.
Лейкерт Шарль (Чарльз) Генри Йозеф (1816-1907)
Лейкерт Шарль (Чарльз) Генри Йозеф (1816-1907)
«Зима. Городская улица»
Петрус Теодорус ван Вингаердт (1816 Роттердам-1893 Харлем, Голландия)
Петрус Теодорус ван Вингаердт (1816 Роттердам-1893 Харлем, Голландия)
«Подслушивают»
Гроллерон Поль Луи Нарцисс (1848-1901)
Гроллерон Поль Луи Нарцисс (1848-1901)
«Зуавы»
Прянишников Млларион Михайлович (1840-1894)
Прянишников Млларион Михайлович (1840-1894)
«Старик», 1880-е
Маковский Николай Егорович (1841-1886)
Маковский Николай Егорович (1841-1886)
«Каир», 1876
Маковский Константин Егорович (1839-1915)
Маковский Константин Егорович (1839-1915)
«Портрет молодой женщины с розовым бантом» По одной из версий, изображена вторая жена художника Юлия Павловна Леткова.
Корин Алексей Михайлович (1865-1923)
Корин Алексей Михайлович (1865-1923)
«Опять провалился», 1894
Бондаревский Николай Корнилиевич (1850-1921)
Бондаревский Николай Корнилиевич (1850-1921)
«Дама в красном», 1903
Шервуд Владимир Осипович (1832-1894)
Шервуд Владимир Осипович (1832-1894)
«Портрет Клеопатры Федоровны Голяшкиной», 1874 Шервуд В.О - живописец, архитектор, скульптор. Автор проекта здания Государственного исторического музея на Красной площади в Москве.
Шемякин Михаил Федорович (1872-1944)
Шемякин Михаил Федорович (1872-1944)
«Вечерний свет. Церковь»
Диллон Мария Львовна (1858-1931)
Диллон Мария Львовна (1858-1931)
«Портрет неизвестной. Лилия», 1914

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому