Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 6:52
.
Фотоальбом

Пензенская картинная галерея имени К.А. Савицкого

Киселев А.А. «За утками» (1893)
E-M10 Mark III, SM-A736B
42 58

Пензенская картинная галерея — одна из старейших галерей России. Она основана в 1892 году благодаря пензенскому губернатору Николаю Дмитриевичу Селиверстову (1830 — 1890), занимавшему этот пост с 1867 по 1872 гг. Он завещал городу свою прекрасную коллекцию картин, книг и свыше полумиллиона рублей на учреждение рисовальной школы и художественного музея. В настоящее время в собрании музея около 14 тысяч экспонатов, которые составляют разделы западноевропейского, русского искусства и искусства XX века.

В 1955 г. галерее присвоено имя К. А. Савицкого — академика живописи, известного художника передвижника, который был первым директором музея. Коллекция галереи составляет более 14 тысяч произведений, в их числе: картины Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Л. Миропольского, И. Макарова, И. Репина, К. Флавицкого, И. Айвазовского, И. Шишкина, К. Маковского, А. Саврасова, А. Боголюбова, И. Левитана, А. Куинджи, К. Коровина.

Гордость музея — коллекция русского авангарда. Этот зал украшают работы А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, К. С. Петрова — Водкина.

В залах зарубежного искусства экспонируются полотна Я. Виньяли, А. ван Остаде, М. Хоббемы, С. Люттихейса, П. Миньяра, Ф. К. Винтерхальтера. Фламандское искусство 17 века включает произведения таких видных художников, как Ян Янсенс (1590–1650), Давид Тенирс Младший (1610–1690), Питер ван Блумен (1657–1720). Кроме живописи в экспозиции западноевропейского искусства представлены и уникальные образцы бронзового литья, мебели, стекла и фарфора. Особенно ценной является немецкая мелкая пластика середины 17–19 веков фарфорового завода в Мейсене (Саксония).

Галерея занимает два стоящих рядом здания. Главное — здание Крестьянского поземельного банка, построенное в 1910–1912 годах по проекту архитектора А.И. фон Гогена в стиле скандинавского модерна, здесь находится основная коллекция. Ее я и посмотрела.
Галерея занимает два стоящих рядом здания. Главное — здание Крестьянского поземельного банка, построенное в 1910–1912 годах по проекту архитектора А.И. фон Гогена в стиле скандинавского модерна, здесь находится основная коллекция. Ее я и посмотрела.
Конечно, сложно при не очень хорошем зрении рассмотреть картины в верхнем ряду, а особенно прочитать таблички. Вдоль стен выставлены образцы мебели прошлых веков, в витринах - фарфор.
Конечно, сложно при не очень хорошем зрении рассмотреть картины в верхнем ряду, а особенно прочитать таблички. Вдоль стен выставлены образцы мебели прошлых веков, в витринах - фарфор.
Оттомар Эллигер старший (1631-1679)
Оттомар Эллигер старший (1631-1679)
«Цветы» (XVII в.)
Фердинанд де Браклер (1792-1883)
Фердинанд де Браклер (1792-1883)
«Сбор винограда» (1859)
Давид Тенирс младший (1610-1690)
Давид Тенирс младший (1610-1690)
«Сельский праздник» (XVII в.)
Неизвестный художник
Неизвестный художник
«Семейство» (XVII в.)
Ян Янсенс (1590-1650)
Ян Янсенс (1590-1650)
«Мучение св. Адриана» (XVII в.)
Бонавентура Петерс (1614-1652)
Бонавентура Петерс (1614-1652)
«Морской вид» (XVII в.)
Юлиус Порселлис (1609-1645)
Юлиус Порселлис (1609-1645)
«Морской вид» (XVII в.)
Франц Гейсслер (1845-1920)
Франц Гейсслер (1845-1920)
«Дитя с кошкой» ( конец XIX в.)
Шерлинг (?)
Шерлинг (?)
«Цветы» (XIX в.)
Фонек (?)
Фонек (?)
«Рыбаки» (XIX в.)
Карл Бертольд Пюттнер (1821-1881)
Карл Бертольд Пюттнер (1821-1881)
«Венеция» (1857)
Альфред ван Мюден (1818-1898)
Альфред ван Мюден (1818-1898)
«Торговля овощами» (1860)
Джузеппе Беццуоли (1784-1855)
Джузеппе Беццуоли (1784-1855)
«Семейный портрет» (1840)
Раписарди Микле (1822-1886)
Раписарди Микле (1822-1886)
«Возвращение флорентийского ополчения» (XIX в.)
Раписарди Микле (1822-1886)
Раписарди Микле (1822-1886)
«Женская головка» (XIX в.)
В витринах: Пюже Пьер (1620-1694) «Венера» (погрудная копия с Венеры Милосской (?)) и «Портрет Мариетты Строцци» XIX в, гипс. Копия с работы Дезидеро да Сеттиньяно (1462-65)
В витринах: Пюже Пьер (1620-1694) «Венера» (погрудная копия с Венеры Милосской (?)) и «Портрет Мариетты Строцци» XIX в, гипс. Копия с работы Дезидеро да Сеттиньяно (1462-65)
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Голова Беатриче Ченчи (XVII в.) Италия, копия.
Якопо Виньяли «Агарь и ангел в пустыне» (XVII в.)
Якопо Виньяли «Агарь и ангел в пустыне» (XVII в.)
Якопо Виньяли, итальянский художник и рисовальщик школы барокко, писал картины на религиозные, мифологические и литературные сюжеты, работал в технике фрески, был академиком флорентийской Академии искусств, выполнял заказы семьи Медичи. Алтарные образы, созданные мастером, можно увидеть во многих церквях Тосканы, а картины художника хранятся в собрании Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и музеях мира. Сюжет для своей картины «Агарь и Ангел в пустыне» художник взял из Ветхого завета. Легенда повествует о мифическом родоначальнике израильского народа Аврааме, которому во сне голос Бога предсказал, что земля ханаанская станет родиной его потомков. Однако у Авраама не было детей, и его жена Сара взяла в дом служанку, египтянку Агарь, ставшую наложницей Авраама. Вскоре притесняемая хозяйкой Агарь покинула дом Авраама, долго скиталась, но явился ангел и приказал вернуться обратно. После возвращения Агарь родила Аврааму сына и назвала его Исмаилом. Спасенный Исмаил считается родоначальником арабских племен, называемых исмаилитами и агарянами по именам его и матери.
Неизвестный художник. Италия
Неизвестный художник. Италия
«Святое семейство (Бегство в Египет)», XVII век
Произведения неизвестных итальянских мастеров XVII века
Произведения неизвестных итальянских мастеров XVII века
Слева: «Аполлон, Венера, Вакх и Амур», справа: «Украшение Сатира» (XVII в.)
Неизвестный художник Французская школа
Неизвестный художник Французская школа
«Пастушеский отдых» (XVIII в.)
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Копия с картины Жана-Батиста Грёза (1725-1815) «Детская головка» (XIX в.)
Свебах Жак Франсуа Жозеф (1769-1823)
Свебах Жак Франсуа Жозеф (1769-1823)
«Игра в кости» (нач.XIX в.)
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Копия с картины Жана-Батиста Грёза (1725-1815) «Детская головка» (XIX в.)
Шарль Шаплен (1825-1891)
Шарль Шаплен (1825-1891)
«Через ручей» (1861)
Амэрелле Р. (?)
Амэрелле Р. (?)
«Женщина в шляпе» (1889)
Комплект ваз (1775) Франция, Севр.
Комплект ваз (1775) Франция, Севр.
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805-1873)
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805-1873)
Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (1858)
И.К. Макаров (1822-1897) Итальянский разносчик (1853-1855-е гг.)
И.К. Макаров (1822-1897) Итальянский разносчик (1853-1855-е гг.)
Макаров родился и вырос в городе Саранске (прежде Пензенской губернии), окончил рисовальную школу, основанную его отцом К. А. Макаровым, бывшим крепостным пензенского помещика, получившим художественное образование в художественной школе в Арзамасе. Иван Кузьмич поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской исторической живописи. На средства Общества поощрения художеств в свите президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны совершил трехлетнюю поездку по Италии. По возвращении в Россию в 1855 году И.К. Макаров получил звание академика.
Макаров И.К. (1822-1897)
Макаров И.К. (1822-1897)
Портрет Е.Л Ховриной (2-я пол. XIX в.)
И.К. Макаров. Девочки-сестры (1879)
И.К. Макаров. Девочки-сестры (1879)
Парный портрет внучек Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, сестер Араповых. Одна из девочек, чьи голубые глаза обращены к зрителю – Елизавета, с 1874 года жила в Пензенской губернии, в родовом поместье отца Николая Андреевича Арапова. В 1892 г. Елизавета Николаевна вышла замуж за камергера, действительного статского советника, предводителя дворянства Нижнеломовского уезда В.Д. Бибикова. В отличие от своей сестры Натальи, Елизавета Николаевна не эмигрировала за рубеж, а пройдя через все невзгоды, прожила долгую жизнь в Пензе. В 1949 г. ею были написаны «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках». Этот портрет был передан в галерею самой Елизаветой Николаевной.
Макаров И.К. (1822-1897)
Макаров И.К. (1822-1897)
Музей располагает четырнадцатью работами этого замечательного мастера. Сверху - парный портрет богатейшего лесопромышленник Пензы Андрея Федоровича Карпова и его супруги Прасковьи Васильевны, о доме которых на улице Московской в Пензе я уже рассказывала. Внизу в центре - «Этюд девушки со склоненной головой».
Луи Мари Гишар
Луи Мари Гишар
«Портрет Александра I» (1806-1807 гг.) Мрамор
Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II» (1780-е)
Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II» (1780-е)
Дмитрий Григорьевич Левицкий сделал много вариаций и авторских копий картины «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». Интересно, что сама императрица, возможно, никогда не позировала Дмитрию Григорьевичу для своих портретов. По крайней мере, свидетельств этого не сохранилось. А также она не была заказчиком этих работ. Аллегорический портрет императрицы в виде законодательницы был исполнен по заказу ее статс-секретаря Александра Андреевича Безбородко для его нового дома в Петербурге. Но столичной великосветской публике он так понравился, что автора неоднократно просили его повторить. Двухметровое полотно из дома А. А. Безбородко сейчас хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Копии или варианты, исполненные самим автором, можно увидеть в нескольких галереях страны.
И. Васильев. Портрет П.И. Ниротморцева (1774)
И. Васильев. Портрет П.И. Ниротморцева (1774)
Портрет пензенского дворянина, капитана лейб – гвардии Измайловского полка Петра Ивановича Ниротморцева кисти вологодского дьякона, иконописца и живописца Ивана Васильева, почти современен работам Д.Г. Левицкого и Ф.С. Рокотова. Через год после написания портрета П.И. Ниротморцев выходит из гвардии с чином полковника, служит в Москве, затем переезжает в Пензу. В 1790-х годах П.И. Ниротморцев становится предводителем дворянства одного из уездов Пензенской губернии, а в 1812 году – одним из организаторов Пензенского губернского ополчения. Его сыновья принимали участие не только в военных действиях на территории России, но и в заграничных походах русской армии.
Рокотов Ф.С. (1736-1808). Мужской портрет (1780-е гг.)
Рокотов Ф.С. (1736-1808). Мужской портрет (1780-е гг.)
Художник неоднократно бывал в Пензенской губернии, где гостил в имении Струйских, с которыми его связывали длительные и достаточно близкие отношения. В Рузаевке, в доме Николая Струйского находилось множество рокотовских портретов самих хозяев поместья, их родных и знакомых.
Миропольский Л.С (1749/54-1819)
Миропольский Л.С (1749/54-1819)
Портрет неизвестного с сыном (кон. 1780-х)
Левитан И.И. (1861-1900) «Озеро» (1898)
Левитан И.И. (1861-1900) «Озеро» (1898)
В последние годы жизни признанный художник-пейзажист Исаак Левитан приступает к работе над большим, монументальным полотном «Озеро» — собирательным образом русской природы. Но картина осталась незаконченной, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сохранилось много этюдов и эскизов к ней, одним из которых, вероятно, и является произведение из собрания Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого. Оно было написано в подмосковном имении Богородское семьи Олениных, расположенном близ озера Сенеж и станции Подсолнечная Николаевской железной дороги.
Коровин К.А. (1861-1939)
Коровин К.А. (1861-1939)
«Восточная фантазия»
Виноградов С.А. (1869-1938) Слева сверху - «Кремль», снизу - «На гумне» (1916). Кравченко А.И. (1889-1910) Справа сверху - «Бабы во дворе» (1914), снизу - «Девушки в красном» (1913)
Вахрамеев А.И. (1874-1926) Портрет девушки в красном сарафане (кон. XIX - начало XX в.)
Вахрамеев А.И. (1874-1926) Портрет девушки в красном сарафане (кон. XIX - начало XX в.)
Всего в Пензенской картинной галерее находится около сорока живописных и графических произведений художника. Почти все они были подарены его сыном, и особенно в этой коллекции выделяются женские портреты.
Вахрамеев А.И. (1874-1926) Портрет Т.А. Трофимовой  (1915)
Вахрамеев А.И. (1874-1926) Портрет Т.А. Трофимовой (1915)
Александр Иванович Вахрамеев — русский живописец и график первой четверти XX века, педагог и профессор Академии художеств. Он жил и работал в Пензе с 1906 по 1909 годы, преподавал в рисовальной школе и здесь же встретил свою будущую музу — Татьяну Александровну Трофимову, Тату, которая стала героиней многих его портретов.
Куинджи А.И. (1842-1910)
Куинджи А.И. (1842-1910)
«Казбек» (кон. XIX в.)
Маковский К.Е. (1839-1915)
Маковский К.Е. (1839-1915)
«Портрет Худекова С.Н.» (1890-е)
Нестеров Г.Д. (1859-?)
Нестеров Г.Д. (1859-?)
«Крестьянские дети» (нач. XX в.)
Коровин П.И. (1857-1919)
Коровин П.И. (1857-1919)
Этюд к картине «С поличным» (1883)
Верещагин П.П. (1834-1886)
Верещагин П.П. (1834-1886)
«Река Чусовая» (1870-е)
А.П. Боголюбов (1824-1896). Константинополь (1856-1857-е гг.)
А.П. Боголюбов (1824-1896). Константинополь (1856-1857-е гг.)
В коллекции Пензенской картинной галереи хранится 23 произведения, принадлежащие кисти талантливого художника-моряка А. П. Боголюбова. В 1856 году Алексей Петрович побывал в Константинополе, с целью написать этюды для картин, заказанных ему Императором Николаем II. Царь заказыва­ет Боголюбову серию из семи кар­тин на темы славных побед рус­ского флота на Черном море. За границей художник провел без малого шесть лет. В эти годы и был написан «Вид Константинополя».
А.П. Боголюбов (1824-1896)
А.П. Боголюбов (1824-1896)
«Царская прогулка по Волге»
Литовченко А.Д. (1835-1890)
Литовченко А.Д. (1835-1890)
«Иван Грозный» (1875)
Мясоедов Г.Г. (1834-1911) «Первый оттиск. Портрет художника Шишкина И.И.» (1891)
Мясоедов Г.Г. (1834-1911) «Первый оттиск. Портрет художника Шишкина И.И.» (1891)
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина был написан в 1891 году к 40-летию его творческой деятельности. Картина была выставлена на XIX Передвижной художественной выставке под авторским названием «Пробный оттиск». Григорий Мясоедов изобразил прославленного пейзажиста и «певца леса» у печатного станка, тем самым подчеркнув его значительную роль в развитии офорта.
Шишкин И.И. (1832-1898)
Шишкин И.И. (1832-1898)
«В Крыму»
Шишкин И.И. (1832-1898) «Этюд», Саврасов А.К. (1830-1897) «Грачи прилетели. Этюд к картине» (1871)
Маковский Н.Е (1842-1886) «Каир» (1875)
Маковский Н.Е (1842-1886) «Каир» (1875)
Айвазовский И.К. (1817-1900) «Утро»
Айвазовский И.К. (1817-1900) «Утро»
В экспозиции Пензенской картинной галереи представлены три марины кисти И.К.Айвазовского: наполненный итальянской романтикой пейзаж «Ночь», радостный, светлый этюд «Утро», и работа «Приморский город. Вид Ялты», которая относится к периоду наивысших достижений прославленного живописца.
Дорогов А.М. (1819-1850)
Дорогов А.М. (1819-1850)
«Вид приморского города. Венеция» Конец 1840-х гг.
Справа: вверху - картина Дмитрия Антонелли «Портрет Андрея Арапова», где изображен поручик лейб-гвардии Кавалергардского полка Андрей Николаевич Арапов (1807–1874). Два его сына, Иван и Николай, стали зятьями Петра Петровича Ланского, второго мужа вдовы А. С. Пушкина Натальи Гончаровой. Внизу - Мещерский А.И. «Водопад» (1867) Внизу слева - Пимен Орлов «Дама в сиреневом платье» (1839)
Мясоедов Г.Г. (1834-1911)
Мясоедов Г.Г. (1834-1911)
«Малороссиянка» (I пол. XIX в.)
Иванов С.В. «Переселенцы » (1888)
Иванов С.В. «Переселенцы » (1888)
Сергей Васильевич Иванов — один из выдающихся художников-реалистов конца XIX века с 1885 года в течении четырех лет путешествовал по нескольким российским губерниям вместе с «переселенцами» — безземельными крестьянами центральной России, которые после отмены крепостного права в 1861 году, не имея средств к существованию, были вынуждены двигаться на восток страны в поисках лучшей участи и работы на промышленных предприятиях. В результате этих скитаний появился цикл картин о переселенцах. Завершала серию «В дороге. Смерть переселенца» (1889), принёсшая 25-летнему художнику широкую известность. Павел Михайлович Третьяков купил картину прямо с выставки, и теперь она хранится в Государственной Третьяковской галерее, а полноразмерный этюд к ней находится в коллекции Пензенской областной картинной галереи.
Суриков В.И. (1848-1916)
Суриков В.И. (1848-1916)
«Сибиряк» (1890)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943) Автопортрет (1940).
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943) Автопортрет (1940).
В Пензенской картинной галерее находится около сорока произведений Аристарха Лентулова, выполненных им в разные годы, в различных техниках и манерах. Уроженец села Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, сын бедного приходского священника, оставшийся без отца, Аристарх Лентулов, был одним из первых учеников Пензенской рисовальной школы (ныне Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого). Его называли «Пришельцем из Пензы», «Громким «Бубновым Валетом». Художник изобразил себя с кистью в руках, на фоне открытого рояля с нотами. Аристарх Васильевич страстно любил музыку, обладал красивым мощным голосом и даже пел в компании с Ф. Шаляпиным.
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
«Натюрморт с чугунком» (1935)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)
«Пикник (Чаепитие)» (1927)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) «Портрет Н.А. Соловьева» (1908)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) «Портрет Н.А. Соловьева» (1908)
По воспоминаниям дочери художника, Марианны Лентуловой, Аристарх Васильевич изобразил на полотне своего пензенского приятеля на пленэре во время загородной прогулки в пензенском дачном поселке «Ахуны». В 1909 году, увидев впервые картины Лентулова, знаменитый художник и критик Александр Бенуа написал: «Лентулов – прекрасный красочный талант. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Сверху - «Купальщицы на Суре» (1909) Картина была написана художником во время летних приездов в Пензу с молодой женой. Ппричем, все три обнаженные женщины, сидящие на берегу Суры, написаны с его жены, Марии Петровны. Снизу - «Дама в розовом» (1913).
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Сверху - «Портрет К.П. Рукиной» (1913) Снизу - «Москва. У старого Бородинского моста» (1923).
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Сверху - «Городской пейзаж» Снизу - «После грозы» (1923).
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943)
«Портрет актирисы О.В. Гзовской» (1918-1920)
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943) «Из окна мастерской»
Лентулов Аристарх Васильевич (1882- 1943) «Из окна мастерской»
В Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого собрана уникальная коллекция картин художника. Многие из работ были подарены в 1977 году дочерью Аристарха Васильевича – искусствоведом и писательницей Марианной Лентуловой.
Гончарова Наталия Сергеевна (1881- 1962) «Мать» (1910)
Гончарова Наталия Сергеевна (1881- 1962) «Мать» (1910)
Н.С. Гончарова – живописец, график, художник театра. Стремление уйти от сложности общественного бытия, желание вернуть искусству всю прелесть «детства человечества» заставили ее обратиться к формам народного искусства - лубку и примитиву. Народным искусством пронизана картина Гончаровой «Мать». Особенностью живописи здесь является использование цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Поля Гогена.
Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) «Крымский пейзаж. Коктебель» (1914)
Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) «Крымский пейзаж. Коктебель» (1914)
В Пензенской картинной галерее хранится 38 живописных и графических работ Р.Р. Фалька. Роберт Фальк учился в студиях Константина Юона и Ильи Машкова, а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1910) у Серова и Коровина. Первый вердикт относительно таланта будущего художника был вынесен Валентином Серовым, когда отец семнадцатилетнего Роберта показал ему рисунки сына. Мэтр не увидел в них ничего достойного внимания и посоветовал юноше заниматься музыкой, зная об этом его втором увлечении. Однако вскоре Роберт понял, что ему необходима именно живопись – и после интенсивных занятий поступил в Училище, доказав свое право на обучение членам приемной комиссии, во главе которой стоял… Валентин Серов.
Фальк Р.Р.
Фальк Р.Р.
«Ира Белопольская» (1950)
П.П. Кончаловский (1876-1956)
П.П. Кончаловский (1876-1956)
«Две грузинки с кувшинами» (1927)
  1. Четыре дня в Пензе — много это или мало
  2. Пенза в начале октября
  3. Пензенская картинная галерея имени К.А. Савицкого

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому