Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 21:54
Дома лучше
Фотоальбом

Усадьба С.М. Рукавишникова

E-M10 Mark III
65 65

Гуляя по Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгорода, сложно не заметить богато декорированное здание в стиле эклектики, балкон которого поддерживают атланты. Это особняк Сергея Михайловича Рукавишникова, один из самых известных архитектурных памятников города.

Усадьба Рукавишниковых - филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, объект культурного наследия регионального значения. Собираясь в поездку, посещение этого музея я сразу включила в планы, так как читала о нем здесь на Туристере.

Усадьба в стиле академической эклектики построена в 1875-1877 гг. Архитекторы: Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов. Лепной  декор работы скульптора М.О. Микешина. Живописное оформление интерьеров  работы Ф.Г. Торопова. Вход в музей - через парадный подъезд, который украшает козырек с вензелями владельца усадьбы   Сергея Рукавишникова.
Усадьба в стиле академической эклектики построена в 1875-1877 гг. Архитекторы: Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов. Лепной декор работы скульптора М.О. Микешина. Живописное оформление интерьеров работы Ф.Г. Торопова. Вход в музей - через парадный подъезд, который украшает козырек с вензелями владельца усадьбы Сергея Рукавишникова.
Такие же вензеля «СР» и над чугунными воротами с калиткой служебного входа в музей.
Такие же вензеля «СР» и над чугунными воротами с калиткой служебного входа в музей.
Усадьба Рукавишниковых была построена не на пустом месте. Застройка набережной началась еще в 1840-х годах, здесь стоял дом купца третьей гильдии Серапиона Везломцева, который в 1868 году на торгах купил купец первой гильдии Михаил Григорьевич Рукавишников. В 1874 году М.Г. Рукавишников умер, а его сын Сергей Михайлович через год решил перестроить усадьбу, так как требовалось новое здание, соответствующее возросшему богатству Рукавишниковых.
Усадьба Рукавишниковых была построена не на пустом месте. Застройка набережной началась еще в 1840-х годах, здесь стоял дом купца третьей гильдии Серапиона Везломцева, который в 1868 году на торгах купил купец первой гильдии Михаил Григорьевич Рукавишников. В 1874 году М.Г. Рукавишников умер, а его сын Сергей Михайлович через год решил перестроить усадьбу, так как требовалось новое здание, соответствующее возросшему богатству Рукавишниковых.
На сайте музея автором отделки фасадов указан Михаил Осипович Микешин — автор памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве. Вход украшают скульптуры и дата окончания строительства.
На сайте музея автором отделки фасадов указан Михаил Осипович Микешин — автор памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве. Вход украшают скульптуры и дата окончания строительства.
С.М. Рукавишников владел усадьбой до своей смерти в 1918 году. После революции усадьба была экспроприирована, весной 1918 года в ней разместили губернский музей. В работах  по организации музея принимали участие и сыновья  бывшего владельца - Иван и Митрофан Рукавишниковы, после чего их с территории усадьбы выселили. Усадьбе повезло, за ее состоянием следили, поддерживали состояние скульптурных и архитектурных элементов фасадов. Но после 1980-х годов финансирование восстановительных работ закончилось, памятник пришел в аварийное состояние. Масштабную реставрацию выполнили в 1997-2010 годах, результат можно увидеть.
С.М. Рукавишников владел усадьбой до своей смерти в 1918 году. После революции усадьба была экспроприирована, весной 1918 года в ней разместили губернский музей. В работах по организации музея принимали участие и сыновья бывшего владельца - Иван и Митрофан Рукавишниковы, после чего их с территории усадьбы выселили. Усадьбе повезло, за ее состоянием следили, поддерживали состояние скульптурных и архитектурных элементов фасадов. Но после 1980-х годов финансирование восстановительных работ закончилось, памятник пришел в аварийное состояние. Масштабную реставрацию выполнили в 1997-2010 годах, результат можно увидеть.
Войдя в подъезд, попадаешь в подлинный резной деревянный тамбур. Слева от входа находятся кассы, гардероб и сувенирная лавка, оттуда на снимке выходят люди, а за дверью справа от входа начинается осмотр экспозиции.
Войдя в подъезд, попадаешь в подлинный резной деревянный тамбур. Слева от входа находятся кассы, гардероб и сувенирная лавка, оттуда на снимке выходят люди, а за дверью справа от входа начинается осмотр экспозиции.
Сразу производит впечатление парадная лестница, богато украшенная лепниной, живописью и зеркалами высотой во все три этажа дома.
Сразу производит впечатление парадная лестница, богато украшенная лепниной, живописью и зеркалами высотой во все три этажа дома.
На боковых стенах фигуры стоят парами.
На боковых стенах фигуры стоят парами.
Стена над входом
Стена над входом
На первом этаже экспозиция открывается макетом Верхне-Волжской набережной. Такой она была в начале XX века.
На первом этаже экспозиция открывается макетом Верхне-Волжской набережной. Такой она была в начале XX века.
Люстра в фойе. В каждой комнате они разные.
Люстра в фойе. В каждой комнате они разные.
Библиотека
Библиотека
В бывшей библиотеке располагается выставка материалов по истории семьи Рукавишниковых. На стене - генеалогическое древо семьи.
Библиотека
Библиотека
Один из сыновей С.М. Рукавишникова - Иван Сергеевич, был писателем, переводчиком и поэтом-символистом Серебряного века. Описал эту усадьбу в своем романе «Проклятый род», за который был проклят отцом и «прозябал без гроша» в столице.
Библиотека
Библиотека
Интересна ветвь рода от сына Сергея Михайловича - Митрофана Сергеевича Рукавишникова. Он стал скульптором, причем первым его учителем был Сергей Коненков.
Библиотека
Библиотека
Сын М.С.Рукавишникова Иулиан Митрофанович также стал скульптором. Среди известных работ народного художника РФ - памятник А.П. Чехову в Таганроге, памятники И.В. Курчатову и А.В. Щусеву в Москве, памятник «Освободителям города Ростова-на-Дону от фашистских оккупантов», который нам недавно показывали, горельеф «Воскресение Христа» в храме Христа Спасителя.
Библиотека
Библиотека
Третий в династии скульпторов Рукавишниковых - правнук С.М. Рукавишникова, народный художник РФ Александр Иулианович. Список его работ в России и за рубежом впечатляет! Среди них памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище, памятники Достоевскому, Шолохову, Льву Яшину, Александру II, Муслиму Магомаеву, Сергею Михалкову, Юрию Никулину в Москве, Стефану Немане в Белграде, о котором также нам недавно рассказывали на Туристере.
Библиотека
Библиотека
Четвертый в династии скульпторов Рукавишниковых - праправнук С.М. Рукавишникова Филипп Александрович. Среди его работ: совместно с отцом - памятник Набокову в Монтрё, фонтан напротив Третьяковской галереи; памятник братьям Старостиным на стадионе «Спартак».
Кабинет С.М. Рукавишникова
Кабинет С.М. Рукавишникова
На первом этаже воссоздан рабочий кабинет хозяина дома С.М. Рукавишникова – представителя одной из самых влиятельных купеческих династий города, которая около века занималась торговлей железом на Нижегородской ярмарке и производством стали.
Кабинет С.М. Рукавишникова
Кабинет С.М. Рукавишникова
Здесь темно-розовый цвет стен и потолка, богато декорированных лепниной и позолотой. На стенах, камине - маскароны в виде львиных голов. В романе «Проклятый род», написанном сыном С.М. Рукавишникова, писателем Иваном Рукавишниковым, эта комната называется «львиной комнатой». Атмосфера купеческого кабинета была воссоздана на основе этого литературного описания.
Кабинет С.М. Рукавишникова
Кабинет С.М. Рукавишникова
Здесь массивная мебель времени, когда жил хозяин дома, - конца 19 - начала 20 века.
Выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота»
Выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота»
Выставка посвящена одной из самых значимых в социально-экономической истории Российской империи ярмарок. В центре - шарманка трактирная Одесской фабрики органов и оркестрионов И.Нечада (кон. 19 в.), коробка для упаковки чая «Товарищества чайной торговли В.Высоцкий и Кэ» (нач.20 в.), трактирный самовар тульской фабрики В.П. Баташева (1908-1917 гг.), сундуки и коробки дорожные.
Выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота»
Выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота»
В витринах товары, которые продавались на Нижегородской ярмарке.
В витрине предметы из коллекции нижегородского художника и фотографа А.О. Карелина (1837-1906).
В витрине предметы из коллекции нижегородского художника и фотографа А.О. Карелина (1837-1906).
Мебель из усадьбы В.М. Бурмистровой, урожденной Рукавишниковой на улице Жуковской (современной ул.Минина). Париж, 1870-е годы.
Мебель из усадьбы В.М. Бурмистровой, урожденной Рукавишниковой на улице Жуковской (современной ул.Минина). Париж, 1870-е годы.
С экскурсией времени не было разглядывать все внимательно. Послушали рассказ и в следующий зал!
С экскурсией времени не было разглядывать все внимательно. Послушали рассказ и в следующий зал!
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Выставка, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»
Брачные венцы мужской и женский (вторая половина XIX века)
Господская столовая
Господская столовая
На втором этаже - парадная анфилада комнат, начинающаяся с господской столовой, интерьер которой оформлен в русском стиле с элементами, имитирующими деревянную резьбу.
Господская столовая
Господская столовая
Главное место в экспозиции столовой занимает обеденный мемориальный гарнитур мебели.
Господская столовая
Господская столовая
.
При жизни семьи Рукавишниковых все залы парадной анфилады второго этажа служили гостиными.
При жизни семьи Рукавишниковых все залы парадной анфилады второго этажа служили гостиными.
Здесь сейчас воссозданы жилые интерьеры русской купеческой усадьбы с помощью разнообразных предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций музея (нижегородского художника и фотографа А.О. Карелина, купцов Каменских, дворян Шереметевых, Орловых-Давыдовых и др.).
Здесь сейчас воссозданы жилые интерьеры русской купеческой усадьбы с помощью разнообразных предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций музея (нижегородского художника и фотографа А.О. Карелина, купцов Каменских, дворян Шереметевых, Орловых-Давыдовых и др.).
Пол парадной анфилады – художественный паркет, созданный из ценных пород древесины.
Пол парадной анфилады – художественный паркет, созданный из ценных пород древесины.
В интерьерах гостиной-прихожей и большой (сиреневой) гостиной регулярно в течение года проходят небольшие выставки из собрания Нижегородского музея-заповедника и других музеев страны
В интерьерах гостиной-прихожей и большой (сиреневой) гостиной регулярно в течение года проходят небольшие выставки из собрания Нижегородского музея-заповедника и других музеев страны
Подлинные интерьеры особняка, воссозданная в них обстановка - великолепный памятник купеческому прошлому города, когда Нижний Новгород называли «карманом России».
Подлинные интерьеры особняка, воссозданная в них обстановка - великолепный памятник купеческому прошлому города, когда Нижний Новгород называли «карманом России».
Интерьеры в стиле «дорого-богато», по современным меркам - китч. Но что поделаешь, такой вкус был в те времена в богатой купеческой среде.
Интерьеры в стиле «дорого-богато», по современным меркам - китч. Но что поделаешь, такой вкус был в те времена в богатой купеческой среде.
В самый красивый зал особняка, - бальный зал мы не попали, не дали даже в дверь заглянуть. Там шла реставрация паркета, как нам сказали.  Обычно этот зал используется для различных мероприятий и концертов.
В самый красивый зал особняка, - бальный зал мы не попали, не дали даже в дверь заглянуть. Там шла реставрация паркета, как нам сказали. Обычно этот зал используется для различных мероприятий и концертов.
Господская спальня
Господская спальня
В бывшей господской спальне была выставка «Пора, красавица, проснись…» - реконструкция интерьера дамской спальни купеческого особняка рубежа 19-20 вв.
Господская спальня
Господская спальня
.
Потолок бывшей господской спальни
Потолок бывшей господской спальни
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
На третьем этаже особняка раньше были жилые (детские) комнаты, а теперь проходят большие тематические выставки из фондов Нижегородского музея-заповедника. В этот раз была выставка «Текстиль и стиль», где прослеживаются изменения на протяжении XVIII – ХХ столетий как материалов и способов производства бытовавших на нижегородской земле тканей, так и покроя одежды нижегородцев.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Слева - костюм женский мордвы-эрзя. Село Пикшень Лукояновского уезда Нижегородской губернии (XIX - нач.XX вв.). Рядом - костюм женский мордвы-терюхан Нижегородский уезд, XIX в.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
В центре слева - костюм женский села Чернуха Арзамасского уезда (конец XIX - начало XX вв.). Интересная обувь - «вязанки». Справа - женский костюм сел Темниковского уезда Нижегородской области
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
К началу XVIII в основная масса жителей Нижегородской губернии носила традиционный национальный костюм, сшитый в домашних условиях из тканей кустарной ручной выделки. В центре витрины - женский и мужской костюм Нижегородской губернии XIX - начала XX века. Справа - образцы набивных тканей, а на стене - набоечные доски «манеры» - формы для нанесения красочного узора на ткань.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Слева - костюм девичий Нижегородской губернии конца XVIII - первая половина XIX века. За ним - девичий костюм села Безводное Нижегородской губернии, XIX век. В селе такой костюм называли «троицким», до 30-х годов XX века его надевали на праздник Троицы. Справа - костюм придворного XVIII в.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Скульптура «Портной графа Брюля, едущий на козле», мейсенский фарфор, 1860 г. по модели XVIII в. Интересна история этой скульптуры. Граф Брюль - главный министр короля Августа III очень ценил своего портного, создавшего ему славу «лучше всех одетого человека». Портной пожелал пообедать с королем, но граф не посмел обратиться с такой просьбой к монарху и заказал фарфоровую скульптуру своего протеже, где тот был изображен в комически-торжественном виде. Скульптуру поставили на королевском столе, что позволило портному «присутствовать» на обеде у короля.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Костюмы татар-мишарей Сергачского уезда Нижегородской области. XIX - начало XX вв.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Слева - сюртук учащегося Нижегородского дворянского института императора Александра II. Рядом женский костюм конца XIX - начала XX века - женская накидка тальма.
Платье свадебное, Нижний Новгород, 1914 г.  Платки из коллекции семьи Сироткиных, семьи богатых нижегородских предпринимателей-старообрядцев. Самый известный из них - Дмитрий Васильевич, миллионер, владелец пароходных компаний, нижегородский городской голова с 1913 по 1917 г. Семья собрала уникальную коллекцию народного костюма, платков и шалей.
Платье свадебное, Нижний Новгород, 1914 г. Платки из коллекции семьи Сироткиных, семьи богатых нижегородских предпринимателей-старообрядцев. Самый известный из них - Дмитрий Васильевич, миллионер, владелец пароходных компаний, нижегородский городской голова с 1913 по 1917 г. Семья собрала уникальную коллекцию народного костюма, платков и шалей.
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Слева - Костюм женский: кофта «казачок» и юбка (вторая пол. XIX в.), в центре - костюм женский летний (конец XIX - нач. XX вв.), справа - женский визитный костюм (конец XIX - нач. XX вв.).
Выставка «Текстиль и стиль»
Выставка «Текстиль и стиль»
Кофта «казачок» и юбка (XIX в.), батистовая нижняя рубашка (XX в.).
Меняется время, меняется одежда, чем дальше - тем быстрее.
Меняется время, меняется одежда, чем дальше - тем быстрее.
По чугунной лестнице можно подняться еще выше, чтобы увидеть выставку «Возле господской кухни», посвященную повседневной жизни прислуги дома.
По чугунной лестнице можно подняться еще выше, чтобы увидеть выставку «Возле господской кухни», посвященную повседневной жизни прислуги дома.
Здесь вас встречает дворник.
Здесь вас встречает дворник.
Выставка «Возле господской кухни»
Выставка «Возле господской кухни»
Повара окружают предметы, которые он использовал в своей работе.
Выставка «Возле господской кухни»
Выставка «Возле господской кухни»
.
Выставка «Возле господской кухни»
Выставка «Возле господской кухни»
Горничная
Выставка «Возле господской кухни»
Выставка «Возле господской кухни»
Здесь на стремянке шляпные коробки и разнообразные утюги дореволюционной России: угольный, спиртовой, маленький чугунный для кружев. То, чем приходилось пользоваться горничной в своей повседневной работе.
Мне музей понравился, здесь много интересного, то, что я люблю: интерьеры, мебель. После окончания экскурсии можно спокойно посмотреть еще, если есть время.
Мне музей понравился, здесь много интересного, то, что я люблю: интерьеры, мебель. После окончания экскурсии можно спокойно посмотреть еще, если есть время.
Обратите внимание на дверь тамбура, которому скоро полвека: ее также украшают вензеля хозяина дома - Сергея Михайловича Рукавишникова.
Обратите внимание на дверь тамбура, которому скоро полвека: ее также украшают вензеля хозяина дома - Сергея Михайловича Рукавишникова.
Комментарии к альбому